Шимпанзе
Цитата:
Вы хоть бы указали , что "Этика..." Спинозы. Не все же знают. Пишете о необходимости ссылаться, а сами нарушаете.
Вы правы. Упрек справедливый.
Цитата:
Субстанция бесконечна, но в тоже время ограничена другой субстанцией!
- пишите Вы. Позвольте не согласиться.
Ход мысли Спинозы следующий.Из исходных положений:
Цитата:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.
АКСИОМЫ
5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут быть и познаваемы одна через другую; иными словами - представление одной не заключает в себе представления другой.
он получает следующие утверждения (приведу их с доказательствами для наиболее пытливых участников этой темы, если они появятся
):
Цитата:
Теорема 2
Две субстанции, имеющие различные атрибуты, не имеют между собой ничего общего.
Доказательство. Это также ясно из опр. 3, ибо каждая субстанция должна существовать сама в себе и быть представляема сама через себя, иными словами, представление одной не заключает в себе представления другой.
Теорема 5
В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с одним и тем же атрибутом.
Доказательство. Если бы существовало несколько различных субстанций, то они должны были бы различаться между собой или различием своих атрибутов, или различием своих модусов (по предыдущей теореме). Если предположить различие атрибутов, то тем самым будет допущено, что с одним и тем же атрибутом существует только одна субстанция. Если же это будет различие состояний (модусов), то, оставив эти модусы в стороне, так как (по т. 1) субстанция по своей природе первее своих модусов, и рассматривая субстанцию в себе, т. е. сообразно с ее истинной природой (опр. 3 и акс. 6), нельзя будет представлять, чтобы она была отлична от другой субстанции, т. е. (по пред. т.) не может существовать несколько таких субстанций, но только одна; что и требовалось доказать.
Теорема 6
Одна субстанция не может производиться другой субстанцией.
Доказательство. В природе вещей не может существовать двух субстанций с одним и тем же атрибутом (по т. 5), т. е. (по т. 2) субстанций, имеющих между собой что-либо общее. Следовательно (по т. 3), одна субстанция не может быть причиной другой, иными словами - одна не может производиться другой; что и требовалось доказать.
Далее Спиноза подводит промежуточный итог:
Цитата:
...из ее [субстанции - М.Б.] определения (как мы уже показали в замеч. 2 и 3) не может вытекать существование нескольких субстанций. Следовательно, из него необходимо вытекает, что субстанция одной и той же природы существует только одна; что и требовалось доказать.
Т.е., действительно, может сложиться впечатление на этом этапе развития теории, что существует столько субстанций, сколько существует природ (сущностей, атрибутов).
Однако такой вывод не следует из хода существа дела. Действительно:
Цитата:
Теорема 9
Чем более какая-либо вещь имеет реальности или бытия (esse), тем более присуще ей атрибутов.
Доказательство. Это ясно из опр. 4.
Теорема 10
Всякий атрибут одной субстанции должен быть представляем сам через себя.
Доказательство. Атрибут есть то, что разум представляет в субстанции как составляющее ее сущность (по опр. 4), следовательно, он должен быть представляем сам через себя (по опр. 3); что и требовалось доказать.
Т.е., ранее было доказано не то, что со всяким атрибутом связана своя субстанция, а только основа для доказательства того, что атрибут представим только через самого себя. Поэтому,развивая дальше свою мысль, Спиноза пишет:
Цитата:
Схолия. Отсюда ясно, что, хотя два атрибута представляются реально различными, т. е. один без помощи другого, однако из этого мы не можем заключать, что они составляют два существа или две различные субстанции. Природа субстанции такова, что каждый из ее атрибутов представляется сам через себя, так как все атрибуты, которые она имеет, всегда существовали в ней вместе, и ни один из них не мог быть произведен другим, но каждый выражает реальность или бытие субстанции. Следовательно, далеко не будет нелепым приписывать одной субстанции несколько атрибутов.
....Если же спросят, по какому признаку можем мы узнать различие субстанций, то пусть прочитают следующие теоремы, показывающие, что в природе вещей существует только одна субстанция и что она абсолютно бесконечна, а потому и искать такого признака было бы тщетно.
И он переходит к следующим теоремам, завершающимся теоремой 14:
Цитата:
Теорема 14
Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.
Доказательство. Так как Бог есть существо абсолютно бесконечное, у которого нельзя отрицать ни одного атрибута, выражающего сущность субстанции (по опр. 6), и он необходимо существует (по т. 11), то, если бы была какая-либо субстанция кроме Бога, она должна была бы выражаться каким-либо атрибутом Бога, и таким образом существовали бы две субстанции с одним и тем же атрибутом; а это (по т. 5) невозможно; следовательно, вне Бога не может существовать никакой субстанции, а потому таковая не может быть и представляема. Ибо если бы она могла быть представляема, то она необходимо должна была бы быть представляема существующей, а это (по первой части этого док.) невозможно. Следовательно, вне Бога никакая субстанция не может ни существовать,ни быть представляема; что требовалось доказать.
Тем самым, доказано, что Бог - то, вне чего ничего, никакой другой субстанции не существует.
Еще раз с полной определенностью Спиноыа подчеркивает:
Цитата:
Королларий 1. Отсюда самым ясным образом следует 1), что Бог един, т. е. (по опр. 6) что в природе вещей существует только одна субстанция, и эта субстанция абсолютно бесконечна, как мы уже намекали в т. 10.
Тем самым, спинозовская
субстанция есть то, вне чего ничего нет, ИМХО.
Еще раз извините за обильное цитирование, но точка зрения Спинозы - альфа и омега теоретической философии. И нам следует с ней как следует разобраться.