Последний раз редактировалось vpb 17.04.2017, 09:05, всего редактировалось 1 раз.
Книги не обязательно читать линейно. Совершенно не обязательно чтение книги протекает так: осваиваем параграф 1 главы 1, потом параграф 2 гл.1, и т.д., ..., последний параграф последней главы. Конец цикла. Во-первых, книги можно читать в несколько проходов: сначала очень бегло просмотреть, полистать: там, сям увидели знакомое слово или рассуждение, возникли какие-то ассоциации. Потом можно читать "начерно", оставляя многие места недопонятыми. Потом более тщательно, и наконец "начисто". Во-вторых, книги можно читать не строго от начала к концу, а вразброс. Из 1-й главы кусок, из 3-й, потом из второй, и т.д. Такое возможно для книг с нелинейной логической структурой. При этом главное --- не терять из виду конечную цель: проработать определенный текст (всю книгу, главу, или несколько), под углом зрения своих потребностей. А как к этой цели придем, подряд или вразброс, менее важно. В третьих, можно осваивать книгу "по спирали": скажем, прочитать главы 1,2,3, а потом более тщательно снова 1, так как к этому моменту из глав 2 и 3 возникнет что-то, полезное для понимания гл.1. По большей части, однако, чтение происходит линейно и в один проход. Ниже мы рассматриваем процесс чтения более микроскопически, и будем условно предполагать, что чтение происходит по порядку.
-- 17.04.2017, 08:05 --
Про трудности при чтении. Сначала мы попробуем классифицировать возможные трудности, затем обсудим, как их преодолевать. Под трудностью я понимаю ситуацию, когда читатель или не понимает написанного в прямом смысле, и сам чувствует что не понимает, или же в принципе понимает, но при этом в его мышлении не складывается целостная картина предмета (на психологическом языке, не образуется гештальт).
Каковы возможные причины трудностей? 1) Излишняя торопливость при чтении. Возможно, самая частая причина. Читатель слишком торопится продвинуться, "пройти" книжку, суетится, не задерживая внимание на том или ином месте текста. 2) Недостаток знаний. Количество имеющихся у читателя знаний, как явных, так и неявных, не соответствует читатемому тексту. Наиболее простое проявление этого --- когда читатель не знает значения каких-то терминов. 3) Знаний в принципе хватает, но читатель пока, в каком-то смысле, не созрел, чтоб это место воспринять. 4) Недостаточно хорошее психофизическое состояние в момент чтения (устал, недоспал, голова несвежая, бывает что и недоел). 5) Случайность, квантовая флуктуация, т.е. то, что по простому называется "заскок".
Это были возможные причины "со стороны читателя". Есть причины и со стороны автора/издателя, и их не меньше. 6) Автор сам не понимает (или недопонимает), что пишет (и не так уж редко). 7) Автор понимает, что пишет, но в данном месте выразился неудачно; т.е., имеет место методический просчет. 8) Данное место воспринимается как сложное, но на самом деле оно является сложным лишь, допустим, по сравнению с соседними относительно простыми утверждениями. 9) Рассматриваемое место текста --- это объективно трудное место в науке. 10) Может оно и не такое уж трудное, но коллективная методическая мысль научного сообщества пока не научилась этот момент хорошо объяснять. 11) Опечатка! 12) Автор вполне понимает, что пишет, но в данном месте сделал ошибку (т.е., у автора случился заскок). 13) И просто может быть что книжка плохо написана! (Как отличить хорошую книжку от плохой, будет написано позже). Причиной затруднений могут быть и, скажем так, скромные способности. (Упоминать об этом может показаться не тактичным, однако это неизбежно в силу того, что обсуждается вопрос "почему не получается"). Однако, даже при скромных способностях человек вполне может продвигаться в своем развитии вперед, хоть и с меньшей скоростью, и достичь хороших результатов. Или по крайней мере получать удовольствие от учения. Если уж их совсем нет... Это болезненная ситуация, но тут я ничего не могу сказать, кроме разве того, что на математике свет клином не сошелся. Было бы крайне ошибочно, однако, преждевременно опускать руки, и тем более решать при небольшом затруднении, что "наверно, я безнадежно туп(а)". Вышеприведенный список показывает, что затруднение (при чтении книжек, например) может иметь множество других причин. (Впрочем, человек совсем без способностей едва ли вообще будет интерес к предмету иметь, так что вариант отсутствия способностей в некотором роде виртуальный).
Отметим, что затруднения не являются чисто негативным явлением. Часто (но не всегда) преодоление затруднения ведет к обучению и развитию. Как говорит философия, "противоречие --- источник развития".
Что можно сделать для преодоления затруднения? 1) Не торопиться! Задерживать внимание (а главное, мысль) на одном месте достаточно долго. 2) Поспать. Утро вечера мудренее! 3) Отдохнуть. 4) Отвлечься, позаниматься другими вещами, на некоторое время (несколько часов, дней, недель) отложить затруднительный вопрос. 5) Наоборот, сосредоточиться дополнительно. 6) Если затруднение связано с недостатком конкретного знания, приобрести его. 7) Есть еще одна вещь, когда решаешь задачу. Бывает, что мысль в голове повторяется одна и та же, проточила устойчивые ходы, и все время по ним движется. Тогда надо на некоторое время отвлечься от задачи, забыть про нее. (Иногда достаточно на день, или даже на ночь). Тогда при возвращении, возможно, мысль пойдет по другой траектории. 8) Пропустить трудное место, идти дальше. С одной стороны, возможно, вы тем самым пропустите нечто важное, и это помешает понять много из дальнейшего. С другой стороны, вполне возможно, что вскоре вы прочитаете что-то такое, что даст вам возможность понять то место, которое вы сейчас пропускаете. Более подробно этот вопрос рассматривается позже. 9) Посмотреть аналогичное место в другой книжке. 10) В случае, когда изложение в книге/статье слишком сжато и недостаточно ясно, бывает очень полезно попытаться самостоятельно переизложить предмет в письменном виде. Это бывает полезно, даже если автор выражается достаточно ясно. Как известно, лучший способ что-либо понять --- объяснить это другому. Попробуйте аккуратно, с деталями, объяснить трудное место сами себе. Причём на бумаге. Не впадайте в излишнюю детализацию, но и не опускайте важные моменты. По моим воспоминаниям, я в течение жизни раз 8 переизлагал самостоятельно содержание какой-либо статьи, а в студентах --- учебного предмета. Очевидный недостаток такого подхода --- его затратность. Однако он весьма эффективен. 11) Всякие опечатки, мелкие ошибки, недоговорённости, терминологические двусмысленности --- это дело обычное. При не очень большой концентрации читатель способен их сам обнаружить и исправить. Как правило, если читатель достаточно хорошо понимает предмет в целом, то, наткнувшись на изолированную ошибку / опечатку, он легко распознает её в качестве таковой, и поймёт, как её исправить. Но может быть и такой случай, и вполне часто, что это не ошибка автора, а недопонимание читателя. 12) И еще. В списке "источников трудностей" был пункт "автор сам не понимает, что пишет". Это бывает и с уважаемыми авторами распространённых учебников, но редко, а гораздо чаще в оригинальных статьях, с недостаточно компетентными (или просто бестолковыми) авторами. 13) Наконец следует иметь в виду, что некоторые вещи в книге могут быть вообще для читателя лишними, он пока для них не созрел, но сам ещё этого не понимает. Как обнаружить такую ситуацию, не знаю, но следует иметь в виду, что она возможна (у меня бывало).
(конец пункта)
|