2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение08.05.2017, 18:28 
Цитата:
В последние несколько лет в Сингапуре начал активно применяться метод обучения детей математике под названием «продуктивный провал» («productive failure»), предложенный главой Лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования страны Ману Капуром (Manu Kapur). По мнению автора, его способ куда более продуктивен, чем привычный вариант с прямой последовательностью лекций и практических занятий. О том, как работает метод, рассказал портал Quartz.
По идее Капура, ученикам сначала предлагают попробовать решить пример или уравнение, а только потом объясняют, как нужно было это сделать. Учёный считает, что обученные таким образом дети лучше запоминают информацию, чем их сверстники, получавшие знания привычным образом.
Как отмечает Quartz, решение Капура одновременно кажется продуктивным и контрпродуктивным: люди действительно лучше учатся на своих ошибках, однако безуспешные попытки решить незнакомое уравнение могут лишить детей уверенности в собственных силах.
Однако Капур считает, что возникающие трудности активируют у людей части мозга, способствующие более глубокому запоминанию. По его методу, студенты должны понять, что им известно и чего им не хватает для решения задачи. Это позволяет не только лучше запомнить решение, но и намного успешнее справляться с нетривиальными задачами, возникающими в дальнейшей жизни.
Министерство образования Сингапура выделило на исследования Капура миллион долларов, включая 460 тысяч долларов на обучение учителей 11 и 12 классов для сбора полученной статистики.
Сам Капур познакомился с этой концепцией, когда учился в Национальном университете Сингапура. Он потратил четыре месяца, пытаясь решить нелинейное дифференциальное уравнение из области гидродинамики, пока преподаватель не объяснил ему, что для этого одной математики недостаточно — нужно было использовать заданный алгоритм вычислений.
Когда Капур спросил у учителя, почему тот позволил ему потратить столько времени «впустую», тот ответил, что это не так: за четыре месяца студент досконально изучил проблему, и теперь хорошо её понимает.
В 2013 году Капур провёл эксперимент на учениках девятого класса частной индийской школы. Он дал им задачу, которая решалась с помощью среднеквадратического отклонения, о котором они ещё не знали.
Учеников разделили на две группы: членов одной из них попросили в течение 30-45 минут искать решение задачи, а потом объяснили, как с ней справиться, а участникам другой — сначала всё объяснили, а затем дали практическое задание. Затем в обеих группах провели тестирование.
Исследование показало, что обе группы одинаково хорошо справлялись с применением готовых формул, однако те, кто прошёл через «продуктивный провал», лучше понимали суть проблемы и адаптировались к её видоизменённым версиям.
Капур проводит свои тесты с 2003 года. С тех пор их успешно воспроизвели в США, Германии и Австралии, но у учителей метод пока вызывает смешанные реакции. Многие преподаватели считают способ эффективным, однако опасаются, что он может не подойти для решения стандартных тестов и подготовки к государственным экзаменам.
Кроме того, такое обучение кажется сложным не только ученикам, но и самим преподавателям: для них проще сразу поделиться своими знаниями, чем объяснять ученикам, в чём они были неправы.
Капур считает, что стандартный способ обучения «закрывает разум» детей: имея одно решение, они не будут пытаться искать другие — возможно, более креативные.


https://tjournal.ru/p/singapore-stufy-fail

Что думаете об этом методе? В одной из таких статей я нашёл упоминание что метод не только даёт более глубокие знания, но и повышает скорость обучения. И вот эта повышенная скорость обучения вызывает у меня сомнения, так ли это?

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение08.05.2017, 19:07 
Аватара пользователя
Этот способ подойдет, если нужно научить кого-то решать непростые задачи, где человек сначала применяет весь накопленный им багаж знаний, подходит с разных концов, а потом слушает решение и добавляет его в свою копилку инструментов. Если же этого багажа нет, то и пытаться решить задачу бессмысленно. Мозговой штурм продуктивен только тогда, когда в голове уже есть идеи и опыт. Сомневаюсь, что этот способ можно предложить даже школьникам 10-11 классов, может только для подготовки к олимпиадам на этапе, когда уже прорешено множество типичных олимпиадных задач.

То же самое касается и студентов. Стандартные задачи решать этим методом не научишь. Ну дал ты им задачу, которую они не осилили. А потом что, объясняешь им какой-то конкретный метод? Почему только его, мало ли как еще можно решить стандартную задачу. У человека не отложится этот метод, потому что в голове его нет системы, в которую этот метод можно встроить. Метод можно попробовать, если задачи непростые. Например, нарешал человек по известным методикам кучу задач. Предложил ему сложную, если надо -- объяснил, как в рамках пройденной теории одолеть задачу.

В общем, сначала знания нужно получать и закреплять, а потом дополнять.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение08.05.2017, 19:11 
Аватара пользователя
Отголоски "Discovery Learning", который принёс колоссальный ущерб в Северной Америке.
SpiderHulk в сообщении #1215103 писал(а):
Национального института образования страны
Вот-вот. всех этих PhDEd и Med––гнать поганой метлой.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение08.05.2017, 19:17 
Аватара пользователя
Добавлю еще, что человек, обучающийся по такой методике, должен быть хорошо мотивирован учиться. Много вы таких школьников видели? Они просто не будут ничего делать, а просто ждать, когда им объяснят материал, система вновь станет стандартной.

SpiderHulk в сообщении #1215103 писал(а):
для них проще сразу поделиться своими знаниями, чем объяснять ученикам, в чём они были неправы.
В аду есть специальный котел, где грешники-преподаватели день и ночь объясняют студентам, в чем они неправы.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение08.05.2017, 19:20 
Иногда это срабатывает. Но при этом необходимо тщательно оценивать возможности группы учеников и очень аккуратно подбирать задачи. В общем, для систематического и массового применения метод совершенно не годится.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение09.05.2017, 00:11 
Аватара пользователя
В принципе нормальная тактика обучения.
Я бы сказал одна из тактик.
Есть небошьшой процент сверхмотивированных студетов, которых такая татика не убивает, а подстегивает.
Но в общем случае, когда школьники и студеты и так перегружены занятиями, у них просто не остается ни моральных сил, ни времени на такое самостоятельное творчество.
При персональном же обучении метод часто работат с наводящими подсказками.
То есть когда обучение идет в интерактивном режиме один на один.
Разве вам не попадались ученики, которые с криком "Я сам!" готовы кидаться на любую амбразуру?
Что касается Сингапурского учителя, то его так замтили только потому, что в странах Дальнего востока вообще не принята какая-либо инициатива со стороны студентов.
Студенты должны внимать всему, что говорит учитель и беспрекословно этому верить.
Можно даже на примере спорта увидеть эту разицу в подходах. Корейские или японские футболиты могут быть очень техничны, но они сильно уступают у импровизации и латиноамериканцам, и европейцам. Ну а африканцы - это вообще одна импровизация и ноль дисциплины.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение09.05.2017, 00:44 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

fred1996 в сообщении #1215147 писал(а):
Корейские или японские футболиты могут быть очень техничны, но они сильно уступают у импровизации и латиноамериканцам, и европейцам. Ну а африканцы - это вообще одна импровизация и ноль дисциплины.
That's "profiling"... :!: :D

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение10.05.2017, 15:26 
Аватара пользователя
Это прекрасный метод обучения. По эффективности стоящий где-то рядом с "неожиданно бросить в воду и смотреть, как сам научится плавать". Единственное отличие - в случае такого обучения плаванию тот факт, что ученик тонет, обычно замечают и ученика вытаскивают. А для математики это, скорее всего, не получится.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение10.05.2017, 15:32 
Аватара пользователя
Red_Herring в сообщении #1215111 писал(а):
Отголоски "Discovery Learning", который принёс колоссальный ущерб в Северной Америке.

Кстати, а являются "продуктивный провал" и "Discovery Learning" аналогами "обучения по листочкам" в некоторых российских матшколах? Я лично не сталкивался со всем этим (и не могу судить об их эффективности), но звучат довольно похоже.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение10.05.2017, 16:18 
SpiderHulk
Спасибо, это именно то, что я искал 5 лет назад: «Сингапурская математика»

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение10.05.2017, 17:36 
Аватара пользователя
Odysseus в сообщении #1215477 писал(а):
Кстати, а являются "продуктивный провал" и "Discovery Learning" аналогами "обучения по листочкам" в некоторых российских матшколах?

Не знаю, что такое "обучение по листочкам". Однако следует иметь в виду:
1) Матшколы это старшие классы, причём по идее лучшие студенты
2) "Discovery learning" это продукт не математиков, или математиков-педагогов, а специалистов по образованию. Это публика, которая считает, что знание их "образовательных теорий" намного важнее знания предмета. Если посмотреть на государственные школы Онтарио, то
(а) подавляющее большинство преподавателей математики в старших классах никакого математического образования не имеет: чтобы попасть туда надо (А) получить бакалавра наук, или искусств, или комерции, при этом набрать 3 полных годовых курса математики, из которых 1 может быть статистикой, а 2 других могут быть всем чем угодно: от математики для коммерции до заниматемьночй математики длая гунманитариев (т.е., он и не тянут даже на майнора, не говоря уже о мейжоре (=майнор в США), тем паче специалиста (=мажор в США). После этого 1 года (а теперь 2 года) им промывают и пудрят мозги. Да, наша кафедра преподает им "математику в школе". Но мой уважаемый коллега, автор многих популярных книг, и важное лицо в мат. соревнованиях, который им читал многие годы (пока не вышел в отставку) имел чрезвычайно низкое мнение о них. Его сменивший также уважаемый коллега, пока не вышел в отставку, жаловался "Ах если бы они не ненавидели математику" (любовь и знание полагалось недосягаемой мечтой). И продукты этого "педагогического образования", в массе своей самодовольные, тупые и невежественны, уродуют школьников.
(Б) А если математик захочет преподавать в школе? Никак, без педагогического образования.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение11.05.2017, 01:29 
Аватара пользователя
Обучение по листочкам это когда значительная или даже вся часть теоретического материала представляется в виде серии задач. Соответственно, обучение строится через решение задач и обсуждение их с преподавателями. Примерно в стиле "Теоремы Абеля в задачах и решениях" если вы знаете эту книгу. Конкретно это книга мне понравилась, но только ее мне бы не хватило, всегда в дополнение хочется и более традиционного изложения. Кому-то такая система нравится, кому-то нет.

Ваш пойнт понял, спасибо.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение11.05.2017, 03:38 
Аватара пользователя
Существуют разные методы обучения, и у них разные области применимости. Проблема в теоретиках образования в том, что они начинают "пихать" какой-то метод туда, где он не работАет. И то обстоятельство, что ни они, ни обучаемые ими будущие педагоги не знают предмета, только усугубляет дело. В частности, для DL нужны подготовленные и мотивированные студенты, а также подготовленные и мотивированные преподаватели, в то время как в обычной канадской или американской школе и те, и другие давно занесены в Красную Книгу.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение11.05.2017, 04:59 
Объяснение учебного эффекта: если человек понимает, какое значение (назначение, польза) имеет преподаваемый материал, то ему интереснее его слушать. Как всегда вся проблема в интересе.

Именно поэтому является благом разделение высшего образования на две части - бакалавриат и магистратуру. Между бакалавриатом и магистратурой студент может поработать и нахвататься проблематики по своей специальности, интереснее будет учиться. Он будет понимать, зачем он туда пошел.

Всегда следует объяснять, для чего нужны линейные дифуры. Иначе они становятся неинтересными.

 
 
 
 Re: Продуктивный провал как метод обучения
Сообщение11.05.2017, 06:55 
Аватара пользователя
Mihaylo в сообщении #1215618 писал(а):
Всегда следует объяснять, для чего нужны линейные дифуры.

А почему только линейные? и почему только диффуры?

 
 
 [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group