И, когда я ему уже поставил "отлично", он вдруг говорит: "не понимаю только, как всё это увязать с картиной электронных орбит". Спрашиваю: "каких таких ещё орбит?!" А он отвечает: " ну как же, ведь электроны должны летать вокруг ядер по орбитам Бора, - это нам ещё в школе растолковали; непонятно, когда и почему орбиты превращаются в облака вероятности, о которых нам теперь все говорят в институте".
Хороший пример вредности боровских орбит (и не только их). ИМХО на самом деле здесь мы "упираемся" очень глубокий и, по существу, философский вопрос: "А все ли можно и нужно объяснять человеку, не имеющему должной образовательной подготовки?". На мой взгляд и нельзя и не нужно! Точка зрения (довольно распространенная), что ЛЮБОЙ вопрос можно объяснить кому угодно, в т.ч. школьнику, глубоко порочна. По той простой причине, что "объяснение" во многих случаях будет просто враньем. Спрашивают? Иногда надо отвечать примерно так: "понять ответ на этот вопрос можно только после добросовестного изучения очень многих вещей, которые изучают в университете, тебе это объяснить просто НЕВОЗМОЖНО". Ну действительно, не рассказывать же школьнику про многочастичный вектор состояния и его симметризацию... А все (!!!) остальное --- действительно вранье, если речь про химическую связь.
Химия в школе должна быть на уровне "слили, перемешали, пузырьки пошли". Чисто описательная. А то помню лет так 15 тому назад у меня дочь училась в школе. Заглянул как-то в ее учебник химии и обалдел: там диаграммы Юнга! Ну какой такой придурок (грубо, но ЛЮБОЕ другое слово здесь неадекватно, разве что кроме еще более грубых слов) это придумал: школьникам про диаграммы Юнга рассказывать!
А вообще это все можно сформулировать и очень коротко: незнание лучше иллюзии знания. Не надо плодить иллюзии, они крайне вредны. Лучше пусть школьник будет знать, что такой-то вопрос ему (пока) "не по зубам". Может (?) это и будет стимулом серьезно учиться дальше. А так понарассказывают сказок.... И ребенку (а то и не ребенку) кажется, что он все и так знает, дальше можно не учиться. А подрастет, так еще и будет лезть куда не попадя со своим безграмотным "мнением"! Не учится можно. Но тогда не фиг совать свой нос в вопросы, не предназначенные для неучей. Формула: "не твоего ума дело" в очень и очень многих случаях очень даже уместна!
-- Вс мар 05, 2017 03:06:47 --Ну так как? Можно ли объяснить школьникам на пальцах, почему ионные связи слабее ковалентных, почему в одних случаях электроны полностью перескакивают, а в других образуют прочные межатомные связи?
Нельзя. И не нужно. Вредно это. Совсем даже не любое обучение полезно. Например, не полезно учить школьников курить.