Недавно прислали расписание на второй семестр. Там среди новых предметов есть социология. Поэтому я решил познакомиться с этой наукой и, естественно, первым делом заглянул
в список kry.Меня удивило, что учебники (вот, к примеру)
Социология. Этнони Гидденс.
Социология. Джон Масионис.
Социология. Нейл Смелзер.
начинаются с обстоятельного экскурса в историю социологии. Это очень странно, потому что, например, учебник матанализа никогда не начнется с раздела "Теория исчерпаний Архимеда" или "Флюксионное исчисление Ньютона"
да, бывают, конечно, исторические вставки, но они используются лишь в вспомогательных целях и занимают совсем мало места. По здравой логике, в книжках по социологии речь должна идти о социологии, а не об истории социологии, а история социологии должна освещаться в книжках по истории социологии.
В ходе чтения литературы я пришел к мысли, что мейнстримом в социологии является так называемый структурный функционализм. Истоки этой теории восходят к Толкотту Парсонсу. Решил копнуть эту теорию, но первоисточники оказались слишком сложны для меня, а косвенные источники подробнейшим образом описывают труды позитивистов вроде Спенсера и Конта, что весьма раздражает.
Я не понимаю, почему это так; меня иногда посещает страшная мысль, что социология еще не является полноценной наукой, но мне не хочется в это верить. Опять же, если исходить из здравого смысла, то все эти старые социологические теории должны были пройти проверку временем и часть из них должна была быть отброшена! Или же их правильность невозможно проверить? Например, ввел Макс Вебер концепцию социального "действия" и разработал на основе нее какую-либо теорию. Эта теория должна была дать какие-то предсказания, иначе зачем все эти умозрительные конструкции? А если есть предсказание, значит, можно проверить теорию. Но нет же! В учебниках обязательно надо обсуждать Спенсера с его моделью "Общество
биологический организм", заодно и других социологических авторитетов разных эпох. Я уже который раз читаю про Огюста Конта (и, должен сказать, я получил только самое общее представление о его трудах
о том, что он был за естественно-научные методы изучения общества и вообще уподоблял социологию физике
все! Больше я о нем де факто ничего не узнал
).
И где же бритва Оккама? Или же социологи ею не пользуются?
P. S. Может быть, я копал слишком поверхностно и не туда, куда надо? Ну, не может быть столько шума из ничего.
Пока что я читаю вот этот учебник
Современные социологические теории. Джордж Ритцер.
Там начиная с середины (начало, опять же, посвящено истории социологии) вроде бы честно обсуждаются современные социологические теории.