Всего одно поколение тому назад всё было устроено намного проще
Ну всё-таки этот процесс начался намного раньше, примерно с конца 16-начала 17 веков, когда пошли буржуазные революции и начался переход к раннему капитализму. Одно поколение назад (1960ые) просто это тренд перешел на новый уровень в виде социальной революции 1960ых и её последствий. Впрочем сейчас есть намёки, что в ближайшем будущем случится новая социальная революция подобного же масштаба и возможно она примерно совпадёт по времени с новой технологической революцией (биотехнологии, медицина, робототехника, ещё большая автоматизация и компьютеризация всего и вся, преобразование многих сфер социального и гуманитарного знания, более массовое распространение альтернативной энергетики, может быть ИИ?), к которой мы несёмся на всех парах.
Всего одно поколение тому назад всё было устроено намного проще: каждый человек одной ногой стоял в поле правовых норм, регулируемых государством, другой -- в поле общественных норм.
Я понял вашу мысль и она верна, но я позволю себе чуть-чуть поправить: понятие "общественные нормы" здесь скорей родовое, так как оно объединяет нормы всех социальных регуляторов. Право один из видов социальных регуляторов и корректней противопоставить здесь не правовые нормы и нормы общественные, а правовые нормы и нормы других социальных регуляторов - морали, религии, традиции. Я думаю, что вы именно это подразумевали.
Впрочем вы совершенно правы, что право сейчас во многом осталось единственным достаточно сильным социальным регулятором. Исторически в обществе вообще возникали так называемые "мононормы", в рамках которых не было разделения на нормы права, нормы морали, религиозные нормы, традиционные нормы и обычаи, etc. Институт мононорм окончательно сложился к неолитической революции, но к четвертому тысячелетию до нашей эры они начали терять прежнее значении из-за слишком большого усложнения общественных отношений, а, как следствие, это привело к разрушению мононорм и появлению множества социальных регуляторов. Примерно в это же время сформировалось государство как социально-политический институт. Однако дальнейшее усложнение общественных отношений начало приводить к тому, что и сами социальные регуляторы стали терять своё значение. Первыми своё преимущество начали утрачивать традиции и обычаи, перелом с религиозными нормами случился как раз к концу 16-началу 17 веков, а ко времени начала индустриальной революции тоже самое начало постепенно происходить и с моралью, а конец этому по сути положили социальные революции конца 19-начала 20 веков и в 1960ые.
Сейчас ситуация кардинально другая. Я (глубокий интроверт) нахожусь всеми конечностями в совершенно разных социальных группах и давно уже не испытываю по этому поводу особого дискомфорта. А у большинства моих знакомых социальная мобильность существенно выше.
Да, это совершенно верно. И причём социальная мобильность продолжает расти по всему миру, а также всё ещё продолжается ускорение исторических процессов (описание этого мне очень нравится в книге Акопа Назаретяна "Нелинейное будущее" - может быть кому-то будет интересно).
Я очень надеюсь, что kry поделится своими соображениями по вопросам "сетевого" права и своими прогнозами на его развитие в ближайшем будущем. Развитые страны Запада чуть раньше стартовали в "сетевом" направлении, но не намного. Тоффлер, например, этих особенностей ещё не замечает (1980 г.) -- для него Третья Волна это полная децентрализация с огромным множеством меньшинств. А по факту видим, что процессы децентрализации в обществе идут параллельно с процессами "сетевой централизации". Это же касается бизнеса.
Я бы не сказал, что Тоффлер совсем не замечал, скорей он старался не акцентировать внимание на том, что казалось видимо ему очевидным - что наиболее сильные достижения индустриальной эпохи (а глобализация и централизация порождены именно ей) останутся в постиндустриальной волне также, как достижения аграрной эпохи сохранились в индустриальной.
С "сетевым" правом (в теории права также используются самые разнообразные синонимы, например, "локально-централизованное право") всё сложно. Пока действительно мы видим два этих параллельных процесса: с одной стороны, глобализация с размыванием границ государств и обществ и сопутствующей ей стандартизацией, гармонизацией и унификацией всего, чего только можно, а, с другой стороны, появление разнообразных меньшинств, дробление государств и т.д. В праве этот процесс характеризуется тем, что глобализация приводит к тому, что мы явно движемся к какому-то подобию всепланетного права, но в тоже время право всё больше дифференцируется и всё больше становится диспозитивным, т.е. отдаётся на откуп волеизъявлению сторон, участвующих в конкретных правоотношениях. Чем кончатся эти процессы я сказать не могу, остаётся только гадать.
А чем они тогда отличаются от единого государства?
Тем, что под классические признаки государства они не подпадают: у них разная публичная власть, разные территории, разное население, каждое обладает суверенитетом.
Под системой законодательства (кривовато выразился) я подразумевал систему законов. Или и в этом случае это разные вещи?
Разные. Система законодательства - это именно совокупность законов и сопутствующих подзаконных актов. Правовая же система включает массу других вещей, помимо системы законодательства - прецеденты, как судебные, так и административные, правовые обычаи, разнообразные договоры (как частные, так и публичные, включая и внутригосударственные и международные), применение всего этого на практике (правоприменение) и другие формы реализации права, толкование норм права и многое другое.
Но роль государства во всём этом все же остается главенствующей. В любой момент оно может всё это перекроить и переиначить. Т.е. главная роль в определении правил игры находится в руках государств. Так?
Роль государства пока ещё наиболее важная среди всех социально-политических институтов общества, но видимо это ненадолго. И нет, государство уже не может перекроить и переиначить произвольным образом - даже те же институты гражданского общества это не позволяет, не говоря уж о международном сообществе. Даже в тоталитарных государствах такое едва ли уже возможно в полную силу, да и не осталось практически чисто тоталитарных государств в современном мире.
Может государство так сделать?
Может. Но, во-первых, страна получит сопутствующие риски на международной арене - в лучшем случае её будут терпеть до поры до времени, а в худшем она просто превратится в изгоя. Во-вторых, такой отказ обычно нужен для чего-то и чаще всего происходит для усиления власти в государствах с авторитарными политическими режимами, а это значит, что государство получит целый комплекс проблем, которые обычно на горизонте в десятилетия проводят к социальной дестабилизации (государственные перевороты, политические революции, гражданские войны и прочие "прелести" жизни) и мало кто может пройти демократизацию (как Испания после Франко) или скатиться окончательно в тоталитаризм.
Является ли в таком случае наличие системы законов, необходимым признаком государства?
Системы законодательства или правовой системы? Системы законодательства - нет, правовой системы - возможно.