2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 07:39 


14/07/16
57
Здравствуйте уважаемые, пытаюсь разобраться с понятиями линейной зависимости, ранга и базиса (систематизировать знания и устранить пробелы). В разных источниках дают разную информацию.
Например дана система векторов $Q$:
$a_1=\begin{pmatrix}
6\\8\\9\\0\\1\\6
\end{pmatrix}$ $a_2=\begin{pmatrix}
2\\1\\1\\3\\0\\1
\end{pmatrix}$ $a_3=\begin{pmatrix}
2\\7\\6\\-6\\1\\4
\end{pmatrix}$
Нужно определить размерность и найти базис линейной оболочки данных векторов.
Известно что линейная оболочка (ЛО) является подпространством. Размерность ЛО, равна рангу системы $Q$. А в качестве базиса ЛО можно взять любой базис системы $Q$.

1) Что бы найти размерность, нужно определить ранг системы $Q$.
Тут у меня возникает вопрос, что бы найти ранг системы, можно выписать вектора в столбцы матрицы (i-ый столбец равен i-ом вектору) или можно выписать в строки матрицы (i-ая строка равна i-ом вектору), или можно и так и так ?
Далее можно элементарными преобразованиями свести полученную матрицу из векторов к диагональному виду. В качестве элементарных преобразований можно использовать:
1)перестановка любых строк
2)перестановка любых столбцов
3)умножение любой строки на число отличное от 0
4)умножение любого столбца на число отличное от 0
5) прибавление к элементам строки соответствующих элементов другой строки, предварительно умноженных на число
6) прибавление к элементам столбца соответствующих элементов другого столбца, предварительно умноженных на число.

После приведения матрицы к диагональному виду, число строк (столбцов) матрицы у которых на диагонали стоят элементы отличные от 0 является рангом матрицы, соответственно рангом системы векторов и размерностью ЛО.

Так же с помощью ранга можно определить сколько векторов данной системы линейно зависимы.

2) что бы найти базис, можно из полученной диагональной матрицы взять вектора (строки или столбцы - зависит от того как они были записаны в эту матрицу изначально) у которых на диагонали стоят элементы отличные от 0.

Подскажите пожалуйста, все что я описал верно ? если что-то не так, поправьте пожалуйста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 08:13 
Заслуженный участник


16/02/13
4119
Владивосток
NEvOl в сообщении #1159358 писал(а):
можно выписать вектора в столбцы матрицы
Напоминаю: ранг — размер максимальной квадратной подматрицы.
NEvOl в сообщении #1159358 писал(а):
элементарными преобразованиями свести полученную матрицу из векторов к диагональному виду
Только действовать надо осторожно. Например, как в методе Гаусса. Иначе можно потерять в ранге (примеров сходу не приведу, поверьте на слово).

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 08:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3059
Уфа
В принципе всё так, но есть неточности.
Во-первых, хорошо бы сказать, что описанный метод вычисления ранга называется метод Гаусса. Если вы знакомы с методом Гаусса решения системы линейных уравнений, то это он и есть, только обобщённый по самое не балуйся.
Можно его применять по строкам (пункты 1, 3, 5), можно по столбцам (2, 4, 6), результат должен получиться одинаковым. Но использовать в одном методе преобразование и строк, и столбцов — это усложнение, вроде бы, никому не нужное.
У вас в примере векторы-столбцы, и базис от вас требуют в виде векторов-столбцов. Значит, нужно проводить метод по столбцам.
Во-вторых, может быть, кто-то и говорит "диагональный вид", но это не совсем правильно. Говорят "ступенчатый вид". Потому что там не всегда на диагонали будут ненулевые элементы. И не диагональные элементы нужно считать. Нужно провести метод Гаусса до конца, и тогда число ненулевых столбцов (строк, если применять метод по строкам) матрицы будет равно рангу, а сами ненулевые столбцы будут подходящим базисом. Погуглите "приведение матрицы к ступенчатому виду", должно быть понятно разжёвано.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 10:52 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
NEvOl в сообщении #1159358 писал(а):
или можно и так и так ?

Или можно и так и так. Ибо есть теорема: строчный ранг равен столбцовому. Но технически выгоднее работать не со столбцами, а со строками. Т.е. переписать столбцы в строки, разобраться с рангом и получившимися базисными строками, а потом эти строки перевернуть обратно. Поскольку манипулировать со столбцами довольно неудобно.

Можно, конечно, работать и с исходной матрицей, отыскивая её базисный минор. Преимущество в том, что в базис войдут какие-то векторы из числа исходных. Но этот метод -- всё-таки извращение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 13:47 


14/07/16
57
iifat в сообщении #1159360 писал(а):
Иначе можно потерять в ранге

что это значит ?
т.е. если мы выписываем исходные вектора в столбцы матрицы (i-ый вектор - i-ый столбец матрицы), то "безопаснее" выполнять преобразования над строками при этом не используя преобразования над столбцами, а если выписываем в строки матрицы (i-ый вектор - i-ая строка матрицы) то лучше выполнять преобразованиям над столбцами ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 15:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10699
Crna Gora
Я не знаю, что имел в виду уважаемый iifat, но, коли доказано, что такое-то преобразование сохраняет ранг матрицы, пользуйтесь им хоть миллион раз. Все шесть, Вами перечисленных, сохраняют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 15:24 
Заслуженный участник


16/02/13
4119
Владивосток
Пожалуй, вы правы. Мне казалось, что беспорядочными действиями можно уменьшить ранг, не зря же метод Гаусса выстраивает треугольник сверху вниз (более или менее). Похоже, я был неправ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 16:14 


14/07/16
57
тогда для примера приведенного в теме решение будет выглядеть так ?
Записываю исходные векторы-столбцы в качестве столбцов матрицы:
$\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 9& 1 &6 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 1& 0 &-1 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 0& 2 &2 \\
 0& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
0& 0 &1 \\
0& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 0& 2 &0 \\
 0& 1 &0\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &0 \\
0& 0 &1 \\
0& 1 &0 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 0& 0 &0 \\
 0& 1 &0\\
 2& 0 &0 \\
0& 0 &0 \\
0& 0 &1 \\
0& 0 &0 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 2& 0 &0 \\
 0& 1 &0\\
0& 0 &1 \\
 0& 0 &0 \\
0& 0 &0 \\
0& 0 &0 
\end{pmatrix}$
(все преобразования происходили над строками)
получаем ранг равен 3, соответственно сами исходные вектора образуют базис в ЛО ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 19:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10699
Crna Gora
Проверять такие преобразования (как самому, так и другим людям) будет легко и приятно, если как-нибудь обозначать, что именно Вы делаете на каждом шаге, например:
$$\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 9& 1 &6 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 \end{pmatrix}
\begin{matrix}
{}\\
{}\\
{-c_2}\\
{}\\
{}\\
{}\end{matrix}
\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 1& 0 &-1 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 \end{pmatrix}
\begin{matrix}
{}\\
{}\\
{+c_5}\\
{}\\
{}\\
{}\end{matrix}
\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 \end{pmatrix}
\begin{matrix}
{-3c_3}\\
{-4c_3}\\
{}\\
{}\\
{-0.5c_3}\\
{-3c_3}\end{matrix}
\begin{pmatrix}
 0& 2 &2 \\
 0& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
0& 0 &1 \\
0& 1 &4 \end{pmatrix}$$
Хорошо. А что Вы будете делать с такой матрицей?
$\begin{pmatrix} 1& 2 &3 &4 &5 \\ 0& 0 &6 &7 &8 \\ 0& 0 &0 &0 &9\end{pmatrix}$
К диагональному виду (в Вашем понимании) она, вроде, приведена? Ну, и каков её ранг?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 19:24 


14/07/16
57
svv в сообщении #1159522 писал(а):
Проверять такие преобразования (как самому, так и другим людям) будет легко и приятно, если как-нибудь обозначать, что именно Вы делаете на каждом шаге, например:

виноват.
svv в сообщении #1159522 писал(а):
Хорошо. А что Вы будете делать с такой матрицей?
$\begin{pmatrix} 1& 2 &3 &4 &5 \\ 0& 0 &6 &7 &8 \\ 0& 0 &0 &0 &9\end{pmatrix}$
К диагональному виду (в Вашем понимании) она, вроде, приведена? Ну, и каков её ранг?

тоже 3 ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 19:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10699
Crna Gora
Верно, $3$, но ведь на главной диагонали два нуля! И, скажем, ранг «укороченной» матрицы
$\begin{pmatrix} 1& 2 &3\\ 0& 0 &6\\ 0& 0 &0\end{pmatrix}$
уже $2$, хоть диагональ у неё та же.

В таком случае, к какому виду мы приводим матрицу, зачем, и на что смотрим по окончании работы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение14.10.2016, 18:51 


14/07/16
57
приводим к ступенчатому виду, и смотрим количество ненулевых строк (столбцов) ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение14.10.2016, 19:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10699
Crna Gora
Верно.
Доказательство:
Изображение
На картинке 1) изображена матрица, приведённая к ступенчатому виду (серые кружки — нулевые элементы, синие ненулевые).
Что в этой ситуации все миноры порядка 5 будут нулевыми, очевидно. Чтобы показать, что ранг равен 4, надо предъявить ненулевой минор 4 порядка.
На картинке 2) показано, какие элементы образуют этот минор (понятен принцип?), а из картинки 3) ясно, что он ненулевой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение16.10.2016, 07:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5909
Новосибирск
iifat в сообщении #1159425 писал(а):
не зря же метод Гаусса выстраивает треугольник сверху вниз (более или менее)

Только лишь для наглядности и при первом объяснении. Важно лишь помнить, что система меняется на каждом шагу алгоритма и не допускать необратимых шагов типа $\left\{\begin{matrix}a\\ b\end{matrix}\right.\to   \left\{\begin{matrix}a-b\\ b-a\end{matrix}\right.$. Треугольные преобразования стопроцентно страхуют от подобного рода сбоев.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group