2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 07:39 


14/07/16
57
Здравствуйте уважаемые, пытаюсь разобраться с понятиями линейной зависимости, ранга и базиса (систематизировать знания и устранить пробелы). В разных источниках дают разную информацию.
Например дана система векторов $Q$:
$a_1=\begin{pmatrix}
6\\8\\9\\0\\1\\6
\end{pmatrix}$ $a_2=\begin{pmatrix}
2\\1\\1\\3\\0\\1
\end{pmatrix}$ $a_3=\begin{pmatrix}
2\\7\\6\\-6\\1\\4
\end{pmatrix}$
Нужно определить размерность и найти базис линейной оболочки данных векторов.
Известно что линейная оболочка (ЛО) является подпространством. Размерность ЛО, равна рангу системы $Q$. А в качестве базиса ЛО можно взять любой базис системы $Q$.

1) Что бы найти размерность, нужно определить ранг системы $Q$.
Тут у меня возникает вопрос, что бы найти ранг системы, можно выписать вектора в столбцы матрицы (i-ый столбец равен i-ом вектору) или можно выписать в строки матрицы (i-ая строка равна i-ом вектору), или можно и так и так ?
Далее можно элементарными преобразованиями свести полученную матрицу из векторов к диагональному виду. В качестве элементарных преобразований можно использовать:
1)перестановка любых строк
2)перестановка любых столбцов
3)умножение любой строки на число отличное от 0
4)умножение любого столбца на число отличное от 0
5) прибавление к элементам строки соответствующих элементов другой строки, предварительно умноженных на число
6) прибавление к элементам столбца соответствующих элементов другого столбца, предварительно умноженных на число.

После приведения матрицы к диагональному виду, число строк (столбцов) матрицы у которых на диагонали стоят элементы отличные от 0 является рангом матрицы, соответственно рангом системы векторов и размерностью ЛО.

Так же с помощью ранга можно определить сколько векторов данной системы линейно зависимы.

2) что бы найти базис, можно из полученной диагональной матрицы взять вектора (строки или столбцы - зависит от того как они были записаны в эту матрицу изначально) у которых на диагонали стоят элементы отличные от 0.

Подскажите пожалуйста, все что я описал верно ? если что-то не так, поправьте пожалуйста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 08:13 
Заслуженный участник


16/02/13
4129
Владивосток
NEvOl в сообщении #1159358 писал(а):
можно выписать вектора в столбцы матрицы
Напоминаю: ранг — размер максимальной квадратной подматрицы.
NEvOl в сообщении #1159358 писал(а):
элементарными преобразованиями свести полученную матрицу из векторов к диагональному виду
Только действовать надо осторожно. Например, как в методе Гаусса. Иначе можно потерять в ранге (примеров сходу не приведу, поверьте на слово).

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 08:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3068
Уфа
В принципе всё так, но есть неточности.
Во-первых, хорошо бы сказать, что описанный метод вычисления ранга называется метод Гаусса. Если вы знакомы с методом Гаусса решения системы линейных уравнений, то это он и есть, только обобщённый по самое не балуйся.
Можно его применять по строкам (пункты 1, 3, 5), можно по столбцам (2, 4, 6), результат должен получиться одинаковым. Но использовать в одном методе преобразование и строк, и столбцов — это усложнение, вроде бы, никому не нужное.
У вас в примере векторы-столбцы, и базис от вас требуют в виде векторов-столбцов. Значит, нужно проводить метод по столбцам.
Во-вторых, может быть, кто-то и говорит "диагональный вид", но это не совсем правильно. Говорят "ступенчатый вид". Потому что там не всегда на диагонали будут ненулевые элементы. И не диагональные элементы нужно считать. Нужно провести метод Гаусса до конца, и тогда число ненулевых столбцов (строк, если применять метод по строкам) матрицы будет равно рангу, а сами ненулевые столбцы будут подходящим базисом. Погуглите "приведение матрицы к ступенчатому виду", должно быть понятно разжёвано.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 10:52 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
NEvOl в сообщении #1159358 писал(а):
или можно и так и так ?

Или можно и так и так. Ибо есть теорема: строчный ранг равен столбцовому. Но технически выгоднее работать не со столбцами, а со строками. Т.е. переписать столбцы в строки, разобраться с рангом и получившимися базисными строками, а потом эти строки перевернуть обратно. Поскольку манипулировать со столбцами довольно неудобно.

Можно, конечно, работать и с исходной матрицей, отыскивая её базисный минор. Преимущество в том, что в базис войдут какие-то векторы из числа исходных. Но этот метод -- всё-таки извращение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 13:47 


14/07/16
57
iifat в сообщении #1159360 писал(а):
Иначе можно потерять в ранге

что это значит ?
т.е. если мы выписываем исходные вектора в столбцы матрицы (i-ый вектор - i-ый столбец матрицы), то "безопаснее" выполнять преобразования над строками при этом не используя преобразования над столбцами, а если выписываем в строки матрицы (i-ый вектор - i-ая строка матрицы) то лучше выполнять преобразованиям над столбцами ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 15:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10780
Crna Gora
Я не знаю, что имел в виду уважаемый iifat, но, коли доказано, что такое-то преобразование сохраняет ранг матрицы, пользуйтесь им хоть миллион раз. Все шесть, Вами перечисленных, сохраняют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 15:24 
Заслуженный участник


16/02/13
4129
Владивосток
Пожалуй, вы правы. Мне казалось, что беспорядочными действиями можно уменьшить ранг, не зря же метод Гаусса выстраивает треугольник сверху вниз (более или менее). Похоже, я был неправ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 16:14 


14/07/16
57
тогда для примера приведенного в теме решение будет выглядеть так ?
Записываю исходные векторы-столбцы в качестве столбцов матрицы:
$\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 9& 1 &6 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 1& 0 &-1 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 0& 2 &2 \\
 0& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
0& 0 &1 \\
0& 1 &4 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 0& 2 &0 \\
 0& 1 &0\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &0 \\
0& 0 &1 \\
0& 1 &0 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 0& 0 &0 \\
 0& 1 &0\\
 2& 0 &0 \\
0& 0 &0 \\
0& 0 &1 \\
0& 0 &0 
\end{pmatrix}\sim\begin{pmatrix}
 2& 0 &0 \\
 0& 1 &0\\
0& 0 &1 \\
 0& 0 &0 \\
0& 0 &0 \\
0& 0 &0 
\end{pmatrix}$
(все преобразования происходили над строками)
получаем ранг равен 3, соответственно сами исходные вектора образуют базис в ЛО ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 19:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10780
Crna Gora
Проверять такие преобразования (как самому, так и другим людям) будет легко и приятно, если как-нибудь обозначать, что именно Вы делаете на каждом шаге, например:
$$\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 9& 1 &6 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 \end{pmatrix}
\begin{matrix}
{}\\
{}\\
{-c_2}\\
{}\\
{}\\
{}\end{matrix}
\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 1& 0 &-1 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 \end{pmatrix}
\begin{matrix}
{}\\
{}\\
{+c_5}\\
{}\\
{}\\
{}\end{matrix}
\begin{pmatrix}
 6& 2 &2 \\
 8& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
1& 0 &1 \\
6& 1 &4 \end{pmatrix}
\begin{matrix}
{-3c_3}\\
{-4c_3}\\
{}\\
{}\\
{-0.5c_3}\\
{-3c_3}\end{matrix}
\begin{pmatrix}
 0& 2 &2 \\
 0& 1 &7\\
 2& 0 &0 \\
0& 3 &-6 \\
0& 0 &1 \\
0& 1 &4 \end{pmatrix}$$
Хорошо. А что Вы будете делать с такой матрицей?
$\begin{pmatrix} 1& 2 &3 &4 &5 \\ 0& 0 &6 &7 &8 \\ 0& 0 &0 &0 &9\end{pmatrix}$
К диагональному виду (в Вашем понимании) она, вроде, приведена? Ну, и каков её ранг?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 19:24 


14/07/16
57
svv в сообщении #1159522 писал(а):
Проверять такие преобразования (как самому, так и другим людям) будет легко и приятно, если как-нибудь обозначать, что именно Вы делаете на каждом шаге, например:

виноват.
svv в сообщении #1159522 писал(а):
Хорошо. А что Вы будете делать с такой матрицей?
$\begin{pmatrix} 1& 2 &3 &4 &5 \\ 0& 0 &6 &7 &8 \\ 0& 0 &0 &0 &9\end{pmatrix}$
К диагональному виду (в Вашем понимании) она, вроде, приведена? Ну, и каков её ранг?

тоже 3 ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение13.10.2016, 19:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10780
Crna Gora
Верно, $3$, но ведь на главной диагонали два нуля! И, скажем, ранг «укороченной» матрицы
$\begin{pmatrix} 1& 2 &3\\ 0& 0 &6\\ 0& 0 &0\end{pmatrix}$
уже $2$, хоть диагональ у неё та же.

В таком случае, к какому виду мы приводим матрицу, зачем, и на что смотрим по окончании работы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение14.10.2016, 18:51 


14/07/16
57
приводим к ступенчатому виду, и смотрим количество ненулевых строк (столбцов) ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение14.10.2016, 19:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10780
Crna Gora
Верно.
Доказательство:
Изображение
На картинке 1) изображена матрица, приведённая к ступенчатому виду (серые кружки — нулевые элементы, синие ненулевые).
Что в этой ситуации все миноры порядка 5 будут нулевыми, очевидно. Чтобы показать, что ранг равен 4, надо предъявить ненулевой минор 4 порядка.
На картинке 2) показано, какие элементы образуют этот минор (понятен принцип?), а из картинки 3) ясно, что он ненулевой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разобраться с рангом
Сообщение16.10.2016, 07:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5916
Новосибирск
iifat в сообщении #1159425 писал(а):
не зря же метод Гаусса выстраивает треугольник сверху вниз (более или менее)

Только лишь для наглядности и при первом объяснении. Важно лишь помнить, что система меняется на каждом шагу алгоритма и не допускать необратимых шагов типа $\left\{\begin{matrix}a\\ b\end{matrix}\right.\to   \left\{\begin{matrix}a-b\\ b-a\end{matrix}\right.$. Треугольные преобразования стопроцентно страхуют от подобного рода сбоев.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: lozee


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group