Если проложить круглый желобок, и пустить по нему кататься шарик, то он тоже будет двигаться по окружности, безо всякой верёвки. Верёвка - это частность. Главное - то, что траектория задана какими-то внешними условиями (в том числе, поверхностью моста), и это общее у разных физических ситуаций. Тело движется "как по рельсам".
Совершенно верно. Но в рассматриваемой задаче про грузовик школьнику, очевидно, надо в рассуждении вместо "внешних условий" оперировать силами, действующими между телом и другими телами и в частности, оперировать силой реакции опоры.
А когда мы начинаем переходить к силам, мы вынуждены как-то их называть (сила такая-то действует [на тело] в таком-то направлении, величина силы такая-то). В случае желобка одной из сил будет сила реакция опоры, которая будет состоять из вертикальной компоненты, "противостоящей" силе тяжести и горизонтальной, "противостоящей" центро-XXX-силе.
С рельсами точно так же -- поезд давит на рельсы вниз, рельсы давят на поезд верх. Если при этом поезд едет по окружности, то рельсы давят не только вверх, но и в сторону центра этой окружности.
А вот мост -- похожая история, но есть отличие. Мост (в высшей точке) давит на грузовик только вверх, ОТ центра! И я думаю, что одна причин путаницы именно в этом.
При увеличении скорости грузовика, чтобы он продолжал ехать по мосту, мост должен будет как-то удерживать грузовик, и тогда сила реакции опоры уже будет направлена вниз (вес грузовика станет отрицательным), К центру, и путаница пропадет -- центростремительная компонента силы реакции опоры превысит компоненту, противостоящую силе тяжести, а их равнодействующая станет направлена как и положено центростремительной силе -- к центру.
-- 06.10.2016, 18:36 --Проблема в том, что называние каждой силы каким-то словом - заставляет путаться. Вы думаете, что слова два, и поэтому силы тоже две. А что с ними делать? Вы мало каши ели уроков слушали, и умеете только складывать и вычитать.
Но на самом деле, вот сидит за партой Петя Иванов. Вы смотрите на него и думаете: "Петю вижу, Иванова - вижу, вот он, значит, за партой - два человека!" Ваша ошибка здесь точно такая же.
Замечание хорошее, но куда деваться школьнику? Как ему в решении задачи о грузовике на мосту обойтись без слова "центростремительный"?