Хорошо ли такое гипотетическое рассуждение школьника в качестве решения задачи?
1. Если бы грузовик на мосту стоял, а не ехал, то его ускорение вниз было бы равно нулю, а сила реакции опоры была бы равна силе тяжести, то есть была бы равна
![$mg$ $mg$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/1/9/5199160b217e2242828ee10538d70feb82.png)
2. Если бы моста не было (скажем, мост имел бы разрыв в высшей точке), то ускорение грузовика вниз в это высшей точке было бы равно ускорению свободного падения
![$g$ $g$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/c/f/3cf4fbd05970446973fc3d9fa3fe3c4182.png)
, а сила реакции опоры была бы равна нулю.
3. Из 1 и 2 мы делаем вывод, что чем больше ускорение грузовика вниз, тем меньше сила реакции опоры, и говорим, что сила реакции опоры
![$F=(g-a)m$ $F=(g-a)m$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/d/0/7d0dba44e63d6030740102973ab06a3082.png)
, где
![$a$ $a$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/4/b/44bc9d542a92714cac84e01cbbb7fd6182.png)
- ускорение грузовика вниз.
3. Находим
![$a$ $a$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/4/b/44bc9d542a92714cac84e01cbbb7fd6182.png)
по известной формуле центростремительного ускорения
![$a=v^2/r$ $a=v^2/r$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/3/8/638c76bbc808ed5d29a144368ef28fb082.png)
где
![$v$ $v$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/c/4/6c4adbc36120d62b98deef2a20d5d30382.png)
скорость грузовика,
![$r$ $r$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/9/f/89f2e0d2d24bcf44db73aab8fc03252c82.png)
- радиус закругления моста, подставляем в формулу силы реакции опоры, и получаем ответ.
-- 06.10.2016, 15:15 --A! Я, кажется, понял, как надо объяснять! И почему ускорение направленное вниз, уменьшает силу реакции опоры.
Munin конечно прав, когда написал
Перед задачей про грузовик должны быть объяснены другие задачи и физические основы. Без этого, к этой задаче приступать нельзя.
Для понятного объяснения, можно было бы сказать следующее.
1. Рассмотрим ситуацию, когда грузовик не движется относительно моста, но мост движется вниз с ускорением
![$a$ $a$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/4/b/44bc9d542a92714cac84e01cbbb7fd6182.png)
. Тогда, очевидно, и грузовик движется вниз (вместе с мостом) с ускорением
![$a$ $a$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/4/b/44bc9d542a92714cac84e01cbbb7fd6182.png)
. В этом случае сила реакции опоры будет составлять
![$F=(g-a)m$ $F=(g-a)m$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/d/0/7d0dba44e63d6030740102973ab06a3082.png)
.
2. Теперь, вернувшись в ситуацию с неподвижным мостом, но движущимся грузовиком, мы знаем что центростремительное ускорение грузовика направлено к центру окружности, и в высшей точке моста оно направлено, соответственно, вниз.
3. С точки зрения силы реакции опоры, два этих случая эквивалентны, и в обоих сила реакции опоры будет равна
![$F=(g-a)m$ $F=(g-a)m$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/d/0/7d0dba44e63d6030740102973ab06a3082.png)