По определению, подъёмная сила перпендикулярна вектору скорости
О! Сообразил, в каком месте мы ни как не договоримся! Мы разное держим в голове, когда говорим о подъемной силе. Я (в силу специфического образования) называю подъемной силой бездиссипативную силу, возникающую при обтекании профиля крыла потоком воздуха. Для симметричного (для простоты) профиля эта сила направлена перпендикулярно плоскости симметрии профиля, и, стало быть, под углом к набегающему потоку. В авиастроении же принято подъёмной силой называть составляющую "моей" подъёмной силы, направленную перпендикулярно набегающему потоку, а перпендикулярную составляющую - индуктивным сопротивлением крыла (о, чё вспомнил!). Только это индуктивное сопротивление может не только тормозить, но и разгонять самолет при отрицательном тангаже, что я и пытался продемонстрировать несколько умозрительным примером.
Возвращаясь к обсуждаемому вопросу. IMHO, для низких скоростей, малых углов и (или) малых времен расчет уважаемого
guryev'a вполне сойдет. Для больших скоростей - давайте считать. Примем на веру данные уважаемого
vorvalm'a. Пусть сопротивление (диссипативное)
н, масса -
кг. Сила тяжести должна совершить работу, равную работе силы трения. Стало быть
и
(
- угол наклона траектории относительно горизонта). Берем калькулятор, и получаем (проверяйте, - арифметика is not my strong point)
. Т.е. действительно можно посадить МиГ 17 так,как рассказывает уважаемый
vorvalm. Задним числом можно сообразить, что это было заложено при проектировании для безопасности.