Сотрудники Яндекса (Алексей Тихонов и Иван Ямщиков), используя
нейронные сети, обученные для сочинения песен в стиле Егора Летова нагенерировали текстов и записали альбом
"Нейронная Оборона" (естессна, со своей музыкой и исполнением, но получилось очень даже в стиле ГрОб-а).
Респект им и уважуха (и, надо сказать, реально клево).
Но, мне это напомнило рассказ "История бит-литературы в пяти томах" Лема из сборника "Мнимая величина". Там говорится о том, стоит ли считать нечто, созданное с помощью ИИ на какой-то основе, собственно, творением ИИ. В частности, о романе "Девочка":
Станислав Лем, История бит-литературы в пяти томах писал(а):
Первым произведением бит-мимезиса, получившим всемирную известность, был роман Псевдо-Достоевского "Девочка". Создал его в релаксационном режиме многоблочный агрегат, занимавшийся переводом полного собрания сочинений русского писателя на английский язык. Выдающийся русист Джон Ради в своих воспоминаниях рассказывает, какое потрясение он пережил, получив машинописную рукопись, подписанную странным (как он полагал) псевдонимом ГИКСОС. Впечатление, произведенное чтением "Девочки" на этого знатока Достоевского, надо думать, было и впрямь неслыханным, коль скоро он, по его собственным словам, усомнился, что читает роман наяву! Авторство текста было для него несомненным, но в то же время он знал, что у Достоевского такого романа нет.
Вопреки тому, что писали газеты, агрегат-переводчик, усвоив все написанное Достоевским, включая "Дневник писателя", а также всю литературу о Достоевском, вовсе не сконструировал "фантом", "модель" или "машинное воплощение" личности реального автора.
Теория мимезиса крайне сложна, но ее принцип, равно как и обстоятельства, позволившие создать этот феноменальный образец миметической виртуозности, можно изложить просто. Машинный переводчик и не думал воссоздавать Достоевского как реальное лицо или личность (впрочем, это было бы ему не по силам). Процедура выглядит так: в пространство значений проецируется творчество Достоевского в виде изогнутой фигуры, напоминающей разомкнутый тор или лопнувшее (с пробелом) кольцо. После этого сравнительно простой задачей (простой, разумеется, не для человека, а для машины) было "замкнуть" пробел, то есть "вставить недостающее звено".
(взято
отсюда).
Так вот, люди
уже могут "создавать" всякие шедевры на основе нейросеток (например из фотографий при помощи
Prisma). Насколько это вообще именно творчество людей (поскольку они прикладывают существенно меньше усилий для создания этих "произведений", чем потребовалось бы для чего-то чисто своего, по времени уж точно, может даже
"A Scanner Darkly" не провалился бы в прокате, если бы они Prisma-ой отрисовку хотя бы первичную делали)? И как скоро мы уже получим нечто неожиданное и клевое из машин, подобное вышеобсуждаемой "Девочке"?
А то глядишь, так и все романы Кафки допишем