Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант". Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли". А талант возносит к горним высям, к "небу". Талант может вполне презирать и даже отрицать труд.
Эта точка зрения тоже рассмотрена в книге. :) Показано, как опасно бывает "мотивировать" подобным образом. :)
Если приучить ребёнка к похвалам за то, в чём нет его заслуги (дано ему от других или от рождения -- например, волосы, платьице, игрушка) у него действительно представление о мотивации быстро приспосабливается. А очевидная общая рекомендация действительно такая -- хвалить ребёнка за достижения тем сильнее, чем больше в них вложено усилий.
Да, всё верно. Если вкратце, то похвалы за "врождённый талант" способствуют формированию у ребёнка так называемой установки на данность (которая очень вредна и является благодатной почвой для будущих комплексов). Тогда как похвалы за проделанную работу способствуют формированию позитивной установки на развитие.
Это очень важные понятия, и в
книге К. Дуэк они подробно разъясняются на многочисленных примерах.
Отец: (С огромным удивлением) НИ фига себе! Ты решаешь задачи за девятый класс?! Эй, (зовет жену), смотри, наш карапуз решил задачи за девятый класс!
Мать: (Прибегает из кухни) Где? Где? Покажи. (Тоже в высшей степени удивления). Ничего себе!
Отец: (С гордостью глядя на ребенка) Ну, ты здорово потрудился, брат!
Ребенок:
Не, ребёнок воспримет это естественно, он ведь ещё не знает, что в таких случаях большинство родителей обычно принимаются ахать "У тебя талант" и т.д. :)
Только в данном случае лучше сказать:
"Ты проделал большую работу для своего возраста, молодец!" — или что-то аналогичное. Это ведь правда: карапузу, чтобы решать задачи за девятый класс, нужно прочесть и усвоить немало информации, прорешать ряд других, более простых задач и т.д. Объём проделанной работы остаётся большим, даже если он справляется с ней быстрее, чем остальные дети.
Когда же родители хвалят ребёнка за его талант, то фактически они тем самым хвалят сами себя, ведь в наличии врождённых талантов никакой заслуги ребёнка нет. :) В результате ребёнок привыкает, что для получения похвалы нужно продемонстрировать, будто ему всё даётся легко и просто. Даже если ты приложил много усилий к достижению каких-то результатов — надо это скрывать и делать вид, будто у тебя "всё само собой получается". Только тогда тебя все будут хвалить и называть талантливым. :) При этом любая неудача является приговором — ведь это означает, что у тебя всё-таки нет врождённого таланта, иначе у тебя всё само собой получилось бы. И поделать с этим ничего нельзя, ведь невозможно второй раз родиться... Поэтому, чтобы избежать неприятных переживаний, надо браться только за такие задачи, которые ты легко и красиво можешь решить. (Излишне говорить, что этот путь ведёт в тупик.)