2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 20:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4853
stedent076 в сообщении #1126009 писал(а):
И, судя по тексту приведенных им статей, эта причина – социальная среда.

Да нет, как раз с текстом статей всё понятно. Одарённым детям говорят, что они одарённые, и они начинают верить в то, что они выше всех остальных, относиться к сверстникам снисходительно. Плюс к тому, их направляют в классы, где учатся дети на несколько лет старше, и обычно у них не получается завести какие-то контакты и дружеские отношения. Как следствие, у таких одарённых детей не формируется, атрофируется навык общения с другими людьми. Потом из-за этого все проблемы, иногда приводящие к самоубийству.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 20:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
stedent076 в сообщении #1126009 писал(а):
Но она может только помешать реализовать в должной мере способности, а не уничтожить их на корню.
Как раз это утверждение очень сомнительно (даже если не говорить о полной изоляции ребёнка). И Вы его своими цитатами не доказываете (они для этого не предназначены). Но если бы Вы высказали эту гипотезу как своё мнение, я бы даже спорить не стал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 20:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8587
Mikhail_K в сообщении #1125974 писал(а):
Зачем это делать? Да потому что это факт - с возрастом снижаются возможности к обучению. Если таблице умножения можно учить в 4 года, значит во втором классе это делать поздно.
Если бы у меня спросили совета, я бы посоветовал Вам сверить Ваши взгляды с литературой по возрастной психологии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 20:55 
Аватара пользователя


18/01/16
627
grizzly в сообщении #1126016 писал(а):
Как раз это утверждение очень сомнительно

А сможете подкрепить Ваше сомнение какими-нибудь исследованиями?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 20:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
stedent076 в сообщении #1126022 писал(а):
А сможете подкрепить Ваше сомнение какими-нибудь исследованиями?
Я бы тоже посоветовал что-то по возрастной психологии посмотреть -- просто учебники, не усложняйте. (Если не к спеху, что-нибудь из цитат скину потом в ЛС -- чтоб не злоупотреблять здесь внимание аудитории.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8587
stedent076 в сообщении #1125998 писал(а):
Цитату я привел, чтобы указать на то, что из-за социальной среды или возраста генетически заложенный высокий уровень интеллекта не может уменьшиться.Скорее всего, детей просто поторопились назвать разносторонне одаренными.

stedent076 в сообщении #1126009 писал(а):
Исходя из моего понимания слов Anton_Peplov...

Вы уверены, что внимательно прочитали вот эти слова Anton_Peplov, с которых, собственно, начинается тема?

Anton_Peplov в сообщении #1125571 писал(а):
В девяти случаях из десяти ранняя общая детская одаренность к подростковому возрасту сходит на нет. Получается обычный ребенок. Потому что это не талант. Это просто нарушение темпов. Такое же, как ЗПР, только не замедление, а ускорение. Когда в семь ребенок пишет стихи (задает вопросы, решает задачи), которые положено писать (задавать, решать) в пятнадцать. Но к пятнадцати природа возьмет свое.
Где здесь про "генетически заложенный высокий уровень интеллекта", скажите, пожалуйста?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:04 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
stedent076 в сообщении #1125998 писал(а):
Цитату я привел, чтобы указать на то, что из-за социальной среды или возраста генетически заложенный высокий уровень интеллекта не может уменьшиться.

А что такое "уровень интеллекта", как он определялся?.. Если имеется в виду конкретно IQ, то это во многом псевдонаучный показатель, измеряющий не интеллектуальные способности, а как раз наоборот, умение мыслить шаблонно. :) Более того, от человека зачастую требуется склонность совершать определённые логические ошибки — только тогда тест признает его "высокоинтеллектуальным". Вот, например, критический разбор популярных тестов Айзенка (начиная со второй страницы).

Все исследования, основанные на измерении IQ, следует воспринимать очень осторожно. Как бы добросовестно они ни проводились, в самой их основе заложена крайне сомнительная идея.

Просто так уж получилось, что псевдонаука френология, к примеру, не прижилась — а вот тесты IQ, по своей сути являющиеся такой же френологией — прижились, и активно пропихиваются всюду, зачастую мутируя в совсем уж кошмарные формы. Это тёмная сторона психологии. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4853
Anton_Peplov в сообщении #1126019 писал(а):
я бы посоветовал Вам сверить Ваши взгляды с литературой по возрастной психологии.

Вероятно, мне и в самом деле стоит так сделать. Конечно же, я не надеюсь найти в этой литературе подтверждение своих взглядов: мне понятно, что, скорее всего, никто или почти никто из современных психологов не советует учить детей таблице умножения в 4 года. Однако, при этом у меня есть надежда, что я не найду в этой литературе доказательного опровержения своих взглядов.

Из Вашего ответа я заключаю, что с чем-то в моих взглядах и утверждениях Вы не согласны. С чем именно и почему? Вы не согласны, что с возрастом мозг теряет способности к обучению? Мне казалось, это общепризнанный факт; и дети-маугли тому подтверждение. Отсюда следует, что если в принципе возможно чему-то научить раньше, то нужно учить раньше. То, что это в принципе возможно - я знаю из своего опыта.

Впрочем, я не настаиваю на том, что учить нужно именно таблице умножения; приведённая grizzly цитата из Фейнмана показывает, что можно также учить "научному методу", обращая внимание ребёнка на какие-то явления вокруг него. (Замечу в скобках, что такого обучения мне в детстве, пожалуй, и недоставало: умея решать задачи за шестой класс, я вместе с тем считал, что у курицы четыре ноги, а у лисы чешуя, чем немало веселил учительницу на природоведении.) Ещё можно применять какие-нибудь разработанные возрастными психологами методики, там развивающие игры с кубиками, или что-то наподобие Звонкина "Малыши и математика". Единственное, чего делать не стоит - это оставлять ребёнка один на один со скукой, телеком и бездельем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:17 
Аватара пользователя


18/01/16
627
Anton_Peplov
Общая одаренность включает и интеллектуальную одаренность. А влияние генов на последнюю очень велико: http://www.sciencedirect.com/science/ar ... 9614000889

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8587
Mikhail_K в сообщении #1126031 писал(а):
Из Вашего ответа я заключаю, что с чем-то в моих взглядах и утверждениях Вы не согласны. С чем именно и почему? Вы не согласны, что с возрастом мозг теряет способности к обучению? Мне казалось, это общепризнанный факт; и дети-маугли тому подтверждение. Отсюда следует, что если в принципе возможно чему-то научить раньше, то нужно учить раньше. То, что это в принципе возможно - я знаю из своего опыта.
В возрастной психологии есть понятие "сензитивный период". Это возрастной период, когда ребенок легко овладевает определенными знаниями. Есть период, сензитивный для овладения речью, другой период, сензитивный для овладения арифметическими операциями, и т.д. Если его упустить, то действительно научить ребенка будет сложно. А вот что будет, если влезть с этим обучением слишком рано, задолго до сензитивного периода?
Корней Чуковский в От двух до пяти писал(а):
Надвигалась эпоха буржуазной индустрии, и гениальный предтеча мещанского утилитаризма Джон Локк стал исподволь приспособлять к этой эпохе детей. Лозунгом педагогики стало: обогатить детей возможно скорее наиполезнейшими научными сведениями - по географии, истории, математике; долой все детское, присущее ребенку, всякие игры, стишки и забавы! - нужно только взрослое, ученое, общеполезное. По системе Локка удавалось так чудовищно обрабатывать бедных младенцев, что они к пятилетнему возрасту могли показывать на глобусе любую страну.
Жаль только, что к десяти годам эти миниатюрные Локки становились поголовно идиотами. Легко ли не стать идиотом тому, у кого насильственно отнято детство.
Вряд ли это может считаться библиографической ссылкой по научным стандартам, но это, как минимум, повод насторожиться и поискать в литературе описание последствий опытов Локка, а также других опытов по "опережающему развитию".

-- 25.05.2016, 21:28 --

stedent076
Синдром ранней общей детской одаренности (да, в литературе это называется синдромом) - это не "одаренность" в том смысле, в котором вы ее понимаете. Я сказал это в третий раз. Говорить в четвертый не буду, уж извините.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:30 
Аватара пользователя


18/01/16
627
Denis Russkih
А что скажете про тест Векслера?

-- 25.05.2016, 22:35 --

Anton_Peplov
Anton_Peplov в сообщении #1126041 писал(а):
Синдром ранней общей детской одаренности (да, в литературе это называется синдромом)

по запросу "синдром общей детской одаренности" гугл выдает только ссылки на книги/статьи Мурашовой. Кто-нибудь еще вводил это термин?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4853
Anton_Peplov в сообщении #1126041 писал(а):
это, как минимум, повод насторожиться и поискать в литературы описание последствий опытов Локка, а также других опытов по "опережающему развитию".

Разумно.
Anton_Peplov в сообщении #1126041 писал(а):
Синдром ранней общей детской одаренности (да, в литературе это называется синдромом) - это не "одаренность" в том смысле, в котором вы ее понимаете. Я сказал это в третий раз.

Вопрос в том, как отличить одно от другого? Если, например, я родитель и мой ребёнок кажется во всём умнее и понятливее своих сверстников, то как мне отличить, одарённость это (которую нужно развивать) или "синдром" (который нужно лечить)? Или лечить и блокировать эту одарённость в любом случае, на всякий случай?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5280
ФТИ им. Иоффе СПб
Почему-то ни разу не упомянутая здесь семья Никитиных, IMHO, поставила на себе почти чистый эксперимент, повторить который уже вряд ли кому под силу. Результатом явилось то, что из любого нормального (без патологий) ребенка можно воспитать вундеркинда, который будет знать гораздо больше и лучше других детей, воспитанных "традиционным способом", и, к примеру, в 14 лет поступит в университет. Однако гении человечества автоматом таким способом не получаются, получаются нормальные хорошие люди и специалисты, а таких можно "штамповать" и гораздо менее затратным способом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4853
stedent076 в сообщении #1126045 писал(а):
по запросу "синдром общей детской одаренности" гугл выдает только ссылки на книги/статьи Мурашовой. Кто-нибудь еще вводил это термин?

Присоединяюсь.
Яндекс писал(а):
Точного совпадения с «("синдром общей детской одаренности") ~~ (Мурашова)» не нашлось.

Вообще, вся эта критика раннего обучения смахивает на какой-то обскурантизм.
Вероятно, у одарённых детей и впрямь случаются проблемы с социализацией, приводящие иногда к печальному исходу. Это надо учитывать и не нужно недооценивать важность контактов со сверстниками для гармоничного развития детей. Но не нужно отсюда делать вывод об опасности раннего развития.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 21:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8587
stedent076 в сообщении #1126045 писал(а):
по запросу "синдром общей детской одаренности" гугл выдает только ссылки на книги/статьи Мурашовой. Кто-нибудь еще вводил это термин?
Я переадресовал Ваш вопрос знакомому детскому психологу. Надеюсь, он даст мне (а я - Вам) ссылки на литературу. Но придется подождать, он сейчас не онлайн.

-- 25.05.2016, 21:58 --

Mikhail_K в сообщении #1126050 писал(а):
Если, например, я родитель и мой ребёнок кажется во всём умнее и понятливее своих сверстников, то как мне отличить, одарённость это (которую нужно развивать) или "синдром" (который нужно лечить)? Или лечить и блокировать эту одарённость в любом случае, на всякий случай?
Лечить ничего не надо, и блокировать - тоже. Я полагаю, что мои рекомендации, как поступать с ребенком (с которыми Вы согласились) одинаково подходят и для ребенка с РОДО, и того, кто и в самом деле юный гений.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 122 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group