0. Википедия не источник. В лучшем случае пособие для поиска источников. Хотя утверждения относительно 1% больных, из которых 85% лёгкая степень олигофрении, взяты из какого-то солидного источника и часто повторяются.
1. Но в таком виде они неконкретны, поскольку в разных странах отличаются критерии, а также по-разному проявляются влияющие на развитие мозга факторы (дефицит йода, голодание, инфекционные заболевания и т.п.). Нужно брать статистику по конкретным странам, причём уточнять, какие критерии отнесения к категориям.
2. Традиционно выделяют три степени - дебильность, имбецильность, идиотия. В МКБ-10 дана более дробная классификация - лёгкая, умеренная, тяжёлая, глубокая. При лёгкой больной способен к труду (с ограничениями) и обучению, достигая к зрелости уровня 9-12 летнего ребёнка. При умеренной "может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе", достигая уровня 6-9 летнего. При тяжёлой 3-6 лет, нужна постоянная поддержка. Глубокая - "тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность". Традиционная классификация - дебил способен не только к самообслуживанию, но и к труду, при неглубокой степени может вступать в брак, имбецил сам себя обслуживает, при надзоре, идиот вовсе не способен.
3. Степень устанавливают врачи. Педиатры на ранних стадиях, затем психиатры и неврологи должны исключить наличие заболеваний, таких, как шизофрения или эпилепсия, чтобы выбрать тактику лечения.
Цитата:
Детская олигофрения проявляется в неумении действовать по образцу, по словесной инструкции, по подражанию, поскольку
спонтанность усвоения общественного опыта резко снижена. Наличие ситуативного понимания речи наблюдается до поступления в
школу. Больному ребенку требуется больше вариативных повторений, чем обычным детям.
Признаки олигофрении у детей отмечаются в недоразвитии видов деятельности — игры, конструирования, рисования, элементарного
бытового труда. Детская олигофрения проявляется в недостаточном интересе ко всему окружающему. Малыши до года не тянутся к
игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только достигая возраста 3-х — 4-х лет, умственно отсталые детишки проявляют
интерес к игрушкам.
Дети-олигофрены, не посещающие специальные учреждения и не имеющие контактов со специалистами-дефектологами, имеют до
конца дошкольного периода графическую деятельность на уровне кратковременного, бесцельного, хаотического чиркания.
Характеристика олигофрении у детей включает отставания в сенсорном развитии, отставания в произвольном внимании —
невозможности длительно концентрировать внимание, а также одновременно осуществлять разные виды деятельности. Действия
детей являются хаотическими, а восприятие характеризуется недифференцированностью, а также узостью. Все умственно отсталые
дети, имеющие речевые отклонения, поддаются коррекции. Речевой слух развивается у детей с отклонениями и опозданиями. По
этой причине отсутствует или очень поздно появляется лепет.
Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке становления речи, а у некоторых детей отсутствует речь и к 5-ти годам.
Огромные трудности вызывают решения задач, от которых требуется наглядно-образное мышление. Память таких детей отмечается
малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного, а также наглядного материала.
У детей-олигофренов превалирует непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого,
привлекающего, а произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.
Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в безынициативности, несамостоятельности,
импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека. Для таких детей свойственна недостаточная
дифференцированность, ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний
характер проявлений огорчения, радости, веселья.
4. Для оценки степени используют специальные тесты (не "популярные тесты IQ"), а также наблюдение за больным. Тесты, попавшие в "популярную литературу", для клинического применения негодны. Хотя именно в случае олигофрении вероятность "наработать правильные ответы" мала, олигофрены плохо обучаемы.