Первый по ссылке пример этотбактерии научились есть цитрат.
Это не пример видообразования.
"Кишечная палочка (Escherichia coli) имеет следующий набор генов, участвующих в метаболизме цитрата (см. рис.):
citA, citB, citC, citD, citE, citF, citX, citG, citT
эти гены находятся вместе и образуют единый участок синтеза белков (оперон): citABCDEFXGT, из которых
Продукт гена citA - белок CitA, который активируется при отсутствии кислорода (анаэробных условиях), и активирует (фосфорилирует) белок, CitB, который активирует синтез остальных белков оперона cit, а также нескольких других оперонов
Таким образом, citAB - регуляторная часть оперона cit, а citCDEFXGT - структурная, которая считывается при отсутствии кислорода, что дает начало синтезу переносчика цитрата через клеточную мемрану (CitT) и метаболизм цитрата в цикле Кребса.
Естественные условия для активации оперона cit - моча: в мочевом пузыре низкий уровень кислорода, а цитрат - основной поставщик углерода.
В присутствии кислорода E.coli использует более эффективные способы синтезировать энергию (окислительный гликолиз дает в 30-70 раз больше АТФ, чем "поедание" цитрата).
Бактерия, которая жрала цитрат в отсутствие кислорода в пробирке, за 30 000 поколений испортила-таки оперон гена-переносчика цитрата (видимо, произошли мутации, делеции в citAB и/или участках, которые они регулируют, т.е. регуляция O2->citAB->citCDEFXGT уже не работает, белки citCDEFXGT синтезируются постоянно, независимо от pO2) и теперь - о чудо! может жрать цитрат и в присутствии кислорода!"
--По большому счету суть мутаций - две дупликации, одна - выводящая ген citT из O2-зависимого окружения (оперона), вторая - просто амиплификация, в результате скорость синтеза переносчиков цитрата удваивается, и увеличивается их число в мембране, так что даже цитрат в низких концентрациях быстро закачивается в клетку.
Но в любом случае, это не "бактерии научились есть цитрат". Все необходимые гены имелись в наличии. А настоящая макроэволюция - это не "бактерии научились есть ____" (например, нейлон), а что-нибудь типа "бактерии научились синтезировать ____, создав при этом четыре новых фермента синтеза, сопряженные с энергией АТФ"
Вывод кратко:
У бактерий имелось два варианта получать энергию. Один был эффективнее и работал в присутствии кислорода заглушая второй. В результате мутаций мезанизм глушения неэффективного способа был испорчен и бактерии стали использовать неэффективный и в присутсивии кислорода.
Никакого видообразования не наблюдается. Но некоторые ученые видят действительнотбольге чем есть на самом деле. С этим согласен.