Единственный минус системы "старшеклассник выбирает сам" - что он должен понять, кем он хочет быть, уже лет в тринадцать.
Ему должны помочь это понять. Глядя на его успехи в тех или иных предметах.
Я уверен, что та цель, к которой нужно стремиться - это полное отсутствие троечников и двоечников.
Честно говоря, я не представляю, как живётся двоечнику. Это же почти ежедневное унижение: каждый день ему ставят отрицательные оценки, что уверяет его в его полной бестолковости. И в школе ругают, и дома вздыхают, глядя в его дневник. При этом - что он может изменить? Он уже отстал от программы, мало понимает что там ему рассказывают - нужно совершить подвиг, чтобы из двоечника стать отличником. Но его уже убедили в том, что он бестолков и на такой подвиг не способен - он не будет и пытаться. Он уверен, что изменить он ничего не в силах, и его судьба - слушать бесконечные упрёки от учителей и родителей. Я бы от такой жизни, наверное, скоро повесился бы.
Разумеется, у двоечника вырабатывается психологическая защита, чтобы хоть как-то жить можно было - попросту не принимать эти упрёки всерьёз, увериться в том, что учёба - ерунда и просто ему совсем не нужна, так что нечего и беспокоиться. И мы получаем человека, привыкшего наплевательски относиться к своему делу.
Что нужно делать?
1) Оставлять на второй год. Сейчас на второй год почти никого не оставляют. Если даже ученик ничего не соображает в предмете, через несколько попыток ему натягивают тройку. Надо, чтобы оставление на второй год было
в порядке вещей, чтобы это было не исключение, а правило. Если есть хоть малейшие сомнения в том, что ученик способен воспринимать дальнейший материал - пусть остаётся на второй год. Разумеется, оставление на второй год должно быть неполное: если человек не успевает только по математике, пусть проходит во второй раз тот же курс только по математике (и может быть физике), а по биологии и истории учится дальше.
Не беда, если он из-за нескольких оставлений на второй год так и не дойдёт до логарифмов и производных - наверное, они ему действительно не нужны. Но пусть его научат как следует складывать дроби и отрицательные числа. Я не шучу - заметная часть студентов физико-математического факультета одного регионального вуза не способны складывать дроби и отрицательные числа - потому что их вовремя не оставили на второй год, а натягивали тройки.
2) Иметь несколько вариантов каждого курса - хотя бы два варианта - обычный и ослабленный. А кое-где и три - плюс углубленный. Ну, вот не понимает человек физику - долбят ему, долбят, а он ни в какую. Я не думаю, что это повод оставить его троечником или двоечником - любая двойка есть удар по человеку, заставляющий его сомневаться в себе - а так не должно быть. Пусть он тогда пройдёт вместо физики какие-нибудь "концепции современного естествознания" (разумеется, такой курс должен быть построен специалистами и не грешить против истины), где без формул и "гуманитарно" рассказывается об окружающем мире.
Надо сделать так, чтобы выбор "ослабленного" курса был всё же ударом по репутации, чтобы не все кинулись на ослабленный курс. Но этот удар будет компенсироваться тем, что у человека будет повод для гордости: пусть он не осилил обычный курс, но ослабленный он всё же сдал на пятёрку или четвёрку.
3) Да, должна быть специализация. Но её выбор не должен быть произвольным выбором самого ученика или его родителей. Сделать надо так: если у ученика есть горячее желание выбрать какую-то специализацию, если он уверен, что это и есть его будущее, и это подтверждается в беседах с учеником - то к его мнению надо прислушаться. Если же ученик сам не знает, чего хочет - выбор должны делать учителя.
Разумеется, данная программа - особенно 2-й пункт - потребуют большего количества учителей в школах. Так что это может быть реализовано только в случае, если в обществе и государстве будет серьёзное отношение к вопросам образования.
Но ключевой момент можно сделать без масштабных преобразований. Ключевой момент в том, чтобы у всех учеников был повод для гордости и уверенности в своих силах. Учителя должны сами проявить инициативу и давать слабым ученикам отдельные задания (и сильным - тоже отдельные). При этом важно, чтобы попадание в число сильных учеников воспринималось учеником именно как повод для гордости, а не как увеличение нагрузки. Точно так же, попадание в число слабых должно восприниматься как временное, чтобы человек как следует разобрался в простых заданиях, а потом научился решать и более сложные. При верном подходе такая система будет работать.
Здесь на форуме множество преподавателей, обучающих студентов математических специальностей. Какая-то часть этих студентов станет учителями (математики, физики, информатики). Будет классно, если хотя бы некоторые из преподавателей попробуют реализовать что-то вроде этой системы на своих занятиях, а потом намекнут студентам, что надо бы и в школах сделать то же самое.
Понимаю, что утопия. Но я постарался хотя бы прикинуть, как это в принципе может быть реализовано.