Это никоем образом не умозрение.
И где очевидность, чтобы
очам видно было, какие операции что замыкают, а что нет?
Вам обычно нравится посылать туда, где приходится тяжко
умом зрить как найти пользу. Оно полезно, конечно, но ум норовит отложить на потом всё такое.
На интуитивном уровне (и в теоретико-музыкальном контексте) о "замкнутости" тетрады написано у Щетникова:
http://www.px-pict.com/7/3/2/1/9/2/6.htmlГруппоид Брандта
уточняет эту идею:
Я хотел бы попытаться выразить кое-что из того, что Вы пишите, в терминах группоидов Брандта. Отметим, что тетрада связывалась как с числами 1, 2, 3, 4, так и с числами 6, 8, 9, 12:
http://www.px-pict.com/7/3/2/1/4/4.htmlМожно начать с чисел 1, 2, 3, 4. Этому случаю соответствует уже обсуждавшийся выше группоид Брандта
. Потом его можно расширить, чтобы включить в рассмотрение также числа 6, 8, 9, 12. Пока что я несколько по иному перерисовал таблицу Кэли для группоида
:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/2/4.html(пункт 3а на указанной странице)
От перестановки строк и/или столбцов таблицы Кэли ее смысл не меняется, но при удачной перестановке могут быть боле ясно видны скрытые в ней закономерности.
Группоиды Брандта не являются такими уж тривиальными алгебраическими системами, как это может показаться на первый взгляд. Ибо, как пишут, например, Клиффорд - Престон, "эта система удовлетворяет некоторым
довольно сильным аксиомам". Из которых можно попытаться поизвлекать разные интересные следствия (раз эти аксиомы "сильные").
http://www.px-pict.com/9/5/2/7/1/3.htmlВ этой связи может быть полезной книга: Сушкевич А. Теория обобщенных групп. Харьков - Киев: ОНТИ, 1937,
на которую ссылаются упомянутые Клиффорд - Престон и которую можно взять здесь:
http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mat ... lgebra.htmЗамкнутость относительно частичной бинарной операции
группоида Брандта тесно связана с построением "транзитивного замыкания" бинарного отношения на некотором множестве:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 ... 0%B8%D0%B5-- Ср янв 06, 2016 23:35:35 --Вам обычно нравится посылать туда, где приходится тяжко умом зрить как найти пользу. Оно полезно, конечно, но ум норовит отложить на потом всё такое.
Не Вы ли постоянно отсылаете к абелевым группам ЧИП3 и ЧИП5 (в Вашей классификации)? Какая от них есть практическая польза? Если же такая польза все-таки есть, то хотелось бы видеть эти абстрактные математические конструкции как естественным образом развившееся из чего-то, а не выпрыгнувшие неожиданно из ниоткуда.
Если Вы пытаетесь построить некую "алгебру музыкальной гармонии", то было бы логично, если бы Вы использовали в ней какие-нибудь понятия и конструкции из этой самой
алгебры. Например, группоид Брандта, о котором я писал, есть, как раз-то, вполне определенная алгебраическая система.
Непонятно даже, каким образом определить в приведенных Вами представлениях "гармонической сети" операцию группоида Брандта:
Причем это такая алгебраическая система, которая относится
именно к делу (построения некоей "алгебры музыкальной гармонии"). К делу она относится потому, что при помощи стандартных
алгебраических конструкций, кратко обрисованных, например, у А. Г. Куроша:
http://www.px-pict.com/9/5/3/3/1/3.htmlмы можем определить абелеву группу, изоморфную абелевой группе всех рациональных чисел относительно операции умножения, как фактор-полугруппу полугруппы Брандта по очевидной конгруэнции.
И далее определить интересующие Вас ЧИПы разнообразных пределов как подгруппы этой группы.
Тогда появление ЧИПов будет естественным, они не будут просто выскакивать из ниоткуда, как чертики из табакерки.
-- Ср янв 06, 2016 23:51:05 --Чтобы держаться ближе к теоретико-музыкальному контексту, вот какой совет дает Б. Л. ван дер Варден: "Попробуйте оживить
их арифметику":
http://www.px-pict.com/7/3/2/1/4/1.htmlПоэтому нам будет выгоднее эволюционно развить мультипликативную абелеву группу положительных рациональных чисел, держась ближе к совокупности идей со страницы:
http://www.px-pict.com/7/4/2/2.htmlа не так, как это сделано "с современой точки зрения" у А. Г. Куроша:
http://www.px-pict.com/9/5/3/3/2/5/2.html