(Пояснение. В общефилософском каком-то смысле, утверждение о том, что физика строит модели, а не занимается тем, как всё устроено на самом деле, - конечно, верно. Но это не вся правда. На самом деле, эти модели
очень близки к тому, как всё устроено на самом деле. И поэтому, именно так их и стоит воспринимать ученику - как описание того, как всё устроено на самом деле. Отличия пренебрежимо малы, и ученик до них никогда не доберётся.
Кроме того, здесь есть такой момент, что одно и то же явление физика описывает разными моделями. Именно поэтому, философски говоря, ни одна из таких моделей не является окончательным "как всё устроено на самом деле". Но на самом деле, явления, с которыми сталкивается ученик, бывают нескольких типов, в которых ответы довольно просты:
* Есть явления, которые описываются несколькими моделями одинаково успешно. Различия между этими моделями лежат за пределами тех случаев, с которыми ученик когда-либо столкнётся. В таком случае, разные модели представляют собой просто
разные языки, на которых можно говорить о явлении, и между ними существует однозначный перевод. Например:
- Оптические явления можно описывать как электромагнитные волны, либо как поток фотонов.
- Электромагнитные явления можно описывать на основе электромагнитного поля, либо на основе виртуальных фотонов.
- В лабораторных масштабах, можно говорить о земном притяжении, как о силе, либо перейти в свободно падающую систему отсчёта, и в ней освободиться от этой силы.
- Также, в инерциальных системах отсчёта можно описывать механические явления одним образом, а перейдя в ускоренные или вращающиеся системы отсчёта - другим образом, с использованием "сил инерции".
- Явления гравитации можно описывать на основе ньютоновского закона дальнодействия, на основе гравитационного поля, на основе искривления пространства-времени, либо на основе гравитонов.
и так далее.
* Есть явления, в которых одна из моделей работает успешно, а другая -
безбожно врёт. Это происходит, когда для другой модели мы
вышли за пределы её области применимости. В таком случае, надо понимать, что непригодная модель - это какой-то упрощённый взгляд на природу. Обычно она получается каким-то математическим огрублением другой модели. Это огрубление сначала приемлемо, а потом не годится. Здесь ученик должен понимать, какая модель сохраняет свою адекватность, а какая - нет. И хорошо бы - знать, в каких случаях будут одинаково хороши обе модели. Например:
- Электростатические задачи можно решать как на основе представлений о дальнодействующем законе Кулона, так и на основе электростатического поля. Но электродинамические задачи первым способом решать уже нельзя. Если возникают явления с магнитным полем, запаздывание поля, излучение волн, - то тогда закон Кулона оказывается уже неприемлемым. А вот система уравнений Максвелла - по-прежнему годится.
- Геометрическая оптика работает так же успешно, как волновая, в случае крупных предметов и изображений. Но при изучении микроскопической структуры оптических явлений, геометрическую оптику использовать уже нельзя. Существуют неравенства, показывающие, когда возникает дифракция Френеля и Фраунгофера, связывающие масштабы оптической системы с длиной световой волны. За пределами этих неравенств, волновая оптика по-прежнему годится. Но есть и такие явления, где пасует и волновая оптика, и там уже необходима квантовая оптика.
и тому подобное, примеры можно долго перечислять.
В таких ситуациях, можно считать, что "как всё устроено на самом деле" - гласит успешно работающая модель. Она при этом обычно более сложная.)