2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 00:25 


06/06/13
71
Ну и что? Нам нужно найти доказательство, а не перебирать все подходы, большинство из которых не приводят к доказательству.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 00:37 
Аватара пользователя


05/11/15
20
Suomi-Finland
3D Homer в сообщении #1070646 писал(а):
Ну и что? Нам нужно найти доказательство, а не перебирать все подходы, большинство из которых не приводят к доказательству.

Когда написал, уже понял идею доказательства, поэтому исправил то свое сообщение, чтобы больше никого не беспокоить.
Успехов Вам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 00:58 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
∞⠀⠀⠀⠀
valkat в сообщении #1070505 писал(а):
Докажите, что при любом значении $\gamma \not = -1$ дискриминант уравнения $(x - a)(x - c) + \gamma(x - b)(x - d) = 0$
где $a < b < c < d$, положителен

На самом деле, достаточно заметить, что при таком $\gamma $ уравнение квадратное, и значит, для наших целей достаточно указать пару точек, в которых левая часть будет иметь разный знак. Очевидно, что в качестве этой пары подойдет $x=b$ (левая часть отрицательна) и $x=d$ (левая часть положительна). Значит, у уравнения есть хотя бы один корень, ну и все, собственно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 01:32 
Аватара пользователя


05/11/15
20
Suomi-Finland
Otta
Ещё раз скажу, что очень Вам благодарен, особенно за первый Ваш вопрос, который помог взглянуть на многое по-новому, и не только на решения уравнений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 13:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
Otta в сообщении #1070655 писал(а):
Значит, у уравнения есть хотя бы один корень, ну и все, собственно.

Ну как бы не совсем. Там ведь требовалось, чтоб был герой дискриминант положительным.
Там ещё чуть-чуть, прошу извинить, если уже было. $\gamma < 0$ отмёл ТС, $\gamma = 0$ очевиден, остаётся $\gamma > 0$.

-- Пт ноя 06, 2015 17:50:50 --

Но он тоже очевиден.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 14:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4846
bot в сообщении #1070723 писал(а):
Ну как бы не совсем. Там ведь требовалось, чтоб был герой дискриминант положительным.

Ну как же не совсем-то? Если квадратный трёхчлен в одной точке принимает положительное значение, в другой точке отрицательное, то дискриминант положительный. Никаких $\gamma<0$ и $\gamma>0$ рассматривать не нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 15:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mikhail_K в сообщении #1070727 писал(а):
Ну как же не совсем-то? Если квадратный трёхчлен в одной точке принимает положительное значение, в другой точке отрицательное, то дискриминант положительный.

Остаётся ещё вариант, что трёхчлен не квадратный (здесь это при $\gamma=-1$), но в этом случае дискриминант формально тоже положительный.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 16:44 
Аватара пользователя


05/11/15
20
Suomi-Finland
Вообще, в заданиях к главе "доказательство неравенств" в этом учебнике (Виленкин, 10 класс, углубленный уровень) все примеры (их там 5 разных заданий, в каждом несколько примеров) решались путем преобразования выражений. Вот перед заданиями пишется, цитирую: "Доказательство тождественности неравенств сводится обычно к использованию основных свойств неравенств и того, что $x^2 \ge  0$ при всех $x \in \mathbb{R}$"
И, собственно, все преобразовывалось, хоть и громоздко, но всегда получалось очевидным, что неравенство верно. И только этот пример вызвал именно проблемы в преобразовании, так как не хватало умения разглядеть нужный подходящий результат, и преобразованиями прийти к нему. Но, как выяснилось, и это возможно.
А графический способ выглядит намного проще, странно, почему про такой способ не упоминалось в учебнике, вернее в этой главе (возможно далее и упомянут его, еще не дошёл).
Или задача всё таки в большей степени - натаскать учеников в умении хорошо видеть пример, и соответственно уметь его приводить к другому нужному виду?
Думаю, решившего пример графически, от других и отличает способность творчески мыслить ну, или, хотя бы оригинальней

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 17:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
valkat в сообщении #1070767 писал(а):
Думаю, решившего пример графически, от других и отличает способность творчески мыслить ну, или, хотя бы оригинальней

На уровне 10 класса -- видимо, да. Но для математика такой прием очевиден. И даже, скорее, не графическое решение, а использование идеи функции.

Кстати, вспомнился опыт проведения одной городской олимпиады. Давали задачу

    Известно, что $c(a+b+c)<0$. Доказать, что уравнение $ax^2+bx+c=0$ имеет хотя бы одно решение

Были решения через дискриминант, лучше или хуже. Но естественного для жюри решения не привел никто.

Кстати, valkat, можете попробовать догадаться до него!

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 17:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
valkat
Вообще, это всегда разные задачи, и часто конфликтующие: натаскать на надёжный и скучный способ решения задач, и научить видеть какой-то простой и понятный способ. И второе - требует бо́льших способностей ученика, так что это просто противопоказано как путь "для всех".

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 18:24 
Аватара пользователя


05/11/15
20
Suomi-Finland
provincialka в сообщении #1070777 писал(а):
Известно, что $c(a+b+c)<0$. Доказать, что уравнение $ax^2+bx+c=0$ имеет хотя бы одно решение
Были решения через дискриминант, лучше или хуже. Но естественного для жюри решения не привел никто.

Кстати, valkat, можете попробовать догадаться до него!


Попробую, опираясь на эту самую идею функции, на Ваш суд дать такое решение:
так как $c(a+b+c)<0$, это неравенство верно в таких случаях:
1 $c < 0 \cup (a+b+c)>0$
2 $c > 0 \cup (a+b+c)<0$

чтобы уравнение имело как минимум одно решение, нужно, чтобы график функции $f(x)=ax^2+bx+c$или менял знак или касался оси $OX$.
Покажем что график уравнения $ax^2+bx+c=0$ меняет знак,
подставляем $x=0$, получаем $c$, подставляем $x=1$, получаем $a + b + c$
Так как по условию :
1 $c < 0 \cup (a+b+c)>0$
2 $c > 0 \cup (a+b+c)<0$
то получается, что при разных $x$ функция имеет положительные и отрицательные значения, а значит график пересекает ось $OX$, а следовательно уравнение имеет решения.
Достаточно ли этого для верного ответа?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 18:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Да! Хотя я бы не расписывала неравенство в виде двух случаев. Просто записала бы исходное условие в виде $f(0)\cdot f(1)<0$, что и означает, что функция принимает в 0 и 1 значения разных знаков. А тогда между ними -- обращается в 0.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 18:44 
Аватара пользователя


05/11/15
20
Suomi-Finland
Munin в сообщении #1070783 писал(а):
И второе - требует бо́льших способностей ученика, так что это просто противопоказано как путь "для всех".

Если смотреть еще глубже - в этом "пути для всех" скрывается жизнь, интересно, могла бы она развиваться и существовать, как-нибудь по-другому...
Цитата:
Да! Хотя я бы не расписывала неравенство в виде двух случаев. Просто записала бы исходное условие в виде $f(0)\cdot f(1)<0$, что и означает, что функция принимает в 0 и 1 значения разных знаков. А тогда между ними -- обращается в 0.

Если бы вчера не объяснили бы уважаемые участники созданной темы, то решал бы через дискриминант.
Но есть еще вопрос по этому заданию - в условии стоит "как минимум" одно решение. Не могу понять, получается, что существование только одного решения для этого уравнения при заданных условиях доказать невозможно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 19:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А всегда ли это парабола?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по алгебре из 10го класса
Сообщение06.11.2015, 19:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17977
Москва
valkat в сообщении #1070812 писал(а):
Не могу понять, получается, что существование только одного решения для этого уравнения при заданных условиях доказать невозможно?
У квадратного уравнения обычно два корня…

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 49 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group