путем добавления дуальных (т. е. перевернутых) упорядоченных пар и "расклейки" некоторых пропорциональных пар.
Природа
высоты [1] музыкального
звука [2] двойственна, что может пояснить следующее высказывание:
Система музыки есть организация связей высот, или тонов, друг с другом, и эти связи неизбежно связи чисел. Тон есть число, а так как тон в музыке всегда слышен в связи с одним или несколькими тонами — действительно слышимых или подразумеваемых — нам есть, по крайней мере, до двух чисел дело: число тона рассматриваемого и число тона слышимого или подразумеваемого в связи с первым тоном. Таким образом, соотношение. [3]
Тон и высота не синонимы, но тесно связаны, поскольку высота есть свойство слухового ощущения, порождённое
чистым тоном [4], или
сложным звуком [5], способным порождать ощущение высоты, тождественной высоте от соответствующего чистого тона. Звук, именуемый тон, следовательно, должен иметь частоту, порождающую ощущение высоты, что обычно выражается уравнением:
высота-в-центах = 1200∙log2(частота-для-высоты/частота-для-отсчёта) (1).
Бесспорно уравнение (1) оказывается частной формой уравнения, выражающего общий для психофизических явлений закон Вебера-Фехнера:
ощущение-в-его-единицах = k∙ln(стимул-для-ощущения/стимул-для-отсчёта) (2).
[1]. IEV 1994, pitch:
http://www.electropedia.org/iev/iev.nsf/display?openform&ievref=801-29-01[2]. Ibid, sound:
http://www.electropedia.org/iev/iev.nsf/display?openform&ievref=801-21-01[3]. Partch, H. (1979). Genesis of a Music: An Account of a Creative Work, its Roots, and its Fulfillments, Second Edition. Da Capo Press, ISBN-10: 030680106X, p. 76:
https://picasaweb.google.com/103356928589292705236/Partch1974GenesisOfAMusic#6203547291707987234[4]. IEV 1994, pure sound:
http://www.electropedia.org/iev/iev.nsf/display?openform&ievref=801-21-05[5]. Ibid, complex sound:
http://www.electropedia.org/iev/iev.nsf/display?openform&ievref=801-21-06