2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки

Киттель, стат. термодинамика, помогите понять вывод формулы
Сообщение09.08.2015, 15:25 

19/07/15
74
Пытаюсь самообучаться термодинамике по учебнику Киттеля Thermal Physics, 2ed (в переводе 1-ого издания называется "Статистическая термодинамика"). Дочитал до "thermodynamic identity" и завис. Проблема, возможно, совершенно "детская", в физике я начинающий.

Застопорился на таком моменте:

Киттель выводит формулу для давления
$p = -\tau\frac{\partial\sigma}{\partial V}$
приравнивая к нулю дифференциал энтропии
$0 = d\sigma(U, V) = \frac{\partial\sigma}{\partial U}dU + \frac{\partial\sigma}{\partial V}dV$
и считая $U, V$ взаимозависимыми. Равенство нулю дифференциала энтропии, как я понял, соответствует условию теплового равновесия.

Чуть дальше полученный результат $p = -\tau\frac{\partial\sigma}{\partial V}$ подставляется в тот же дифференциал энтропии
$d\sigma = \frac{\partial\sigma}{\partial U}dU + \frac{\partial\sigma}{\partial V}dV = \frac{1}{\tau}dU - \frac{p}{\tau}dV$
и, таким образом, получается тождество $\tau d\sigma = dU - p dV$

Вот это меня сбило с толку. Формула для давления была получена приравниванием $d\sigma = 0$ при взаимозависимых $U, V$, а потом подставлена в формулу для (ненулевого) $d\sigma$ при произвольных $dU, dV$.

На мой взгляд тут не слишком очевидно, что полученную вышеупомянутым способом формулу для давления можно подставить в дифференциал энтропии, поскольку при получении формулы для давления дифференциал энтропии был приравнен нулю, а $U, V$ считались взаимозависимыми.

Подскажите, пожалуйста, как тут можно рассуждать, чтобы избавиться от таких сомнений?

Re: Киттель, стат. термодинамика, помогите понять вывод формулы
Сообщение09.08.2015, 17:53 

19/07/15
74