Есть две точки зрения:
неопозитивистская - нельзя мыслить без слов, мы мыслим языковыми единицами, то что мы не можем выразить языком - мы не можем и помыслить.
Цитата:
Ладно, хорошо. Вот карапуз увидел человека и констатирует: "Дя-дя". Как он это делает? Где здесь смысл? Как он его выделяет?
Он говорит, значит он мыслит. Эти звуки для него уже есть слово, наполненное смыслом. Примитивна речь - примитивно мышление.
Цитата:
А на некотором этапе своего существования христианская теология сильно любила Платона и должна была каким-то образом ассимилировать его «идеи», найдя им место близко-близко к Богу.
Да. Эйдосы составляют специальный мир идеалов. Бог Демиург соединяет материю и ейдосы, в результате чего получаются вещи. Эйдосы, как вы понимаете, - это понятия, а любые понятия существуют только в языке и выражаются только через язык.
метафизическая - мысль существует независимо от языка, да и от нас с вами.
Эта точка зрения интересна тем, что она отправляет нас к иррациональному. Мышление сопровождается не только рациональными построениями в языке, но, как было выше замечено, и эмоциональными преживаниями, психологическими аспектами, озарением и пр.
Интересно в этом контексте изучать древние культуры, где язык не очень понятийный. Т.е. мало слов-понятий, но много слов - вещей, и много того, для чего не придумано еще слов. Человек такой культуры живет в мире, отличном от нашего, где он часть этого мира. Современный человек, с помощью понятий, изолировал себя от мира, сделав мир объектом (понятием), а себя субъектом (тем, кто мыслит понятие). Для древнего человека кроме мира ничего не существовало (его боги жили в его же мире, просто где-то далеко). Для нас все одним миром не исчерпывается. За пределами мира (трансцендентно) мы видим Бога.
Цитата:
Нет, не разумеется. Похоже, Ему вообще нет необходимости выделять смыслы. Ибо Он способен вообразить все потенциально мыслимые образы сразу! А слова и разговор для Него - это убожество и только.
"Вначале было слово..."
Цитата:
Я, конечно, небольшой знаток христианской теологии, но слышал, что Лица в Троице общаются.
Думаю, как раз в этом отличие от Платона. Насколько я знаю, Платон "свободой воли" не интересовался.