2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Логика в школьной программе
Сообщение15.08.2013, 07:50 


15/04/10
985
г.Москва
 i  Deggial: рассуждения выделены из темы Логика формальная и математическая. Предмет, основные части


Занимаясь уже несколько лет информатикой и подготовкой к ЕГ по ней обнаружил печальную вещь. С одной стороны логика даже математическая использует термины понятия, суждения, умозаключения. Вводятся отношения между понятиями типа целое-часть и проч. С другой стороны в тестах и материалах ЕГ - полное отсутствие материалов на эту тему. Хотя в педагогических программах по информатике еще 6 класса есть раздел "Понятия". Или все таки понятия,суждения,умозаключения -это предмет не математической а формальной логики? (хотя это вроде обсуждали выше)
в ЕГ традиционно используют 4 основных типа задач
А3- на табл.истинности (в редких случаях на логические схемы)
А10-преобразование ЛВ (алгебра логики)
В12 - количество строк запроса к поисковому серверу
В15-решение логических уравнений, систем
При этом задачу В12 с натяжкой можно отнести к логике - она скорее к реляционной алгебре (условие WHERE SQL-запроса). Т.е. если считать реляционную алгебру и реляц отношений одним из направлений логики ,то да.
Но тогда в школе так и надо ученикам объяснять, а не приводить голые задачи
Как бы хотелось хотя бы в будущем сделать программу ЕГ в части логики более интересной. Внести задачи из обсуждавшейся выше темпоральной логики, может нечеткой логики...Но это из обл.фантазий...
Вывод. изучение логики в школе поверхностно. Давая возможность лишь чуть прикоснуться к матем.логике и не дает представление об структуре ее направлений, как науки

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика формальная и математическая. Предмет, основные части
Сообщение17.08.2013, 02:04 


15/04/10
985
г.Москва
С 1 стороны в ЕГ только задания из математической логике, с другой стороны где-то в 6 классе появляются учебные материалы на понятия и их соотношения.
Но это уже-предмет формальной логики.
Считаю это правильным -в школе воспитываются будущие специалисты разных профессий, возможно юристы, криминалисты. Им нужна формальная логика.
В интернете можно найти ряд презентаций и рефератов на эту тему, сделанных школьниками 6-7 кл. Но в ЕГ не включено!!!

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика формальная и математическая. Предмет, основные части
Сообщение17.08.2013, 16:18 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Логика (формальная) изучалась в дореволюционных гимназиях и в СССР перед войной (кажется) и какое-то время после войны. В сети есть отсканированный учебник: С. Н. Виноградов и А. Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы. 1954 (8-е издание).

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение19.08.2013, 18:58 


15/04/10
985
г.Москва
Спасибо конечно. Это я знал. Еще и в богословских учреждениях раньше и сейчас. Вопрос как бы стоит о ценности этого раздела науки для школьников.
Поскольку в России логику по учебным программам дают не на уроках математики а информатики, возникает вопрос о нужности элементов формальной логики в информатике. Если математическая логика используется прежде всего в логических выражениях в программировании, то она не вызывает сомнений.
А формальная логика?

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение19.08.2013, 22:22 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
eugrita в сообщении #755989 писал(а):
Если математическая логика используется прежде всего в логических выражениях в программировании, то она не вызывает сомнений.
Прям вся математическая логика используется? По-моему, там дальше алгебры высказываний не нужно идти.

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение20.08.2013, 01:09 


15/04/10
985
г.Москва
Конечно. Хотя неплохо бы сделать как задания программы-преобразователи ЛВ в СДНФ и СКНФ

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение09.09.2013, 00:43 


15/04/10
985
г.Москва
А вообще насчет применений приемов логики (хотя сколько не живу всегда математики или уклоняются или обижаются при вопросе: а где та или иная красивая математически задача используется).
Вот например, вопрос о решении систем логических уравнений или даже его часть о количестве решений логического уравнения (задача В15 ЕГ информатики) - для всех учащихся логике содержательна. При решении требует знания и применения приемов преобразований ЛВ и знаний законов и формул.
Ну хорошо, научились определять число решений 1 уравнения или систем.а где практическое применение?
Тот же вопрос можно поставить и к большинству задач олимпиад по математике и информатике...

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение11.09.2013, 00:37 


15/04/10
985
г.Москва
Вообще из реальных практических задач с большим количеством (свыше 10-15 переменных) я вижу только задачу минимизации СДНФ - задача о построении наиболее простой аппаратной схемы, реализующей данную логическую функцию.
(собственно это есть темы курсовых работ в МИЭМ, МИРЭА)
Я совершенно не вижу примеров применений решения систем логических уравнений с большим числом примеров (ну только быть может в экспертной системе или базе знаний).т.е. того случая когда сложность NP-полного алгоритма приближается к критическому значению даже для ЭВМ.
Подскажите, кто может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение11.09.2013, 06:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Погуглите "SAT solvers applications"

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение22.07.2014, 21:41 
Аватара пользователя


17/04/11
658
Ukraine
eugrita в сообщении #754843 писал(а):
Занимаясь уже несколько лет информатикой и подготовкой к ЕГ по ней обнаружил печальную вещь. С одной стороны логика даже математическая использует термины понятия, суждения, умозаключения. Вводятся отношения между понятиями типа целое-часть и проч. С другой стороны в тестах и материалах ЕГ - полное отсутствие материалов на эту тему.

Спасибо, интересно было читать. Если я правильно понял по списку задач, школьники даже не прикасаются к формальным доказательствам математических теорем? ДНФ — это относится, как уже было сказано, к цифровой электронике или к автоматическим доказателям и к автоматической верификации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение22.07.2014, 23:26 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

beroal в сообщении #889527 писал(а):
Если я правильно понял по списку задач, школьники даже не прикасаются к формальным доказательствам математических теорем?
А как вы предлагаете совместить это с текущими школьными программами?

[А потом в ЕГЭ будут задания «Что из перечисленного не является аксиомой, и мы специально не укажем здесь, чего и из какой системы аксиом», но это совсем оффтоп.]

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение22.07.2014, 23:34 
Аватара пользователя


17/04/11
658
Ukraine

(Оффтоп)

arseniiv, я не разбираюсь в текущих школьных программах. :-) Кстати, почему это offtopic?

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение23.07.2014, 15:15 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Ну, это же был вопрос в сторону. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение03.12.2014, 21:54 


30/11/14
27
Наши математики и информатики не научили даже тому, что такое доказательство. Спрашиваю студентов, которые пришли с семинара по математике: что такое доказательство. В ответ гробовое молчание. Спрашиваю, что такое вопрос- тоже молчание. Не говорю уже о том, что не знают , что такое классификация и анализ. Анализ производят от слова АНАЛ!!!!

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение03.12.2014, 21:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
1. Если не отвечают - еще не значит, что им не рассказывали
2. Вопрос "что такое доказательство" не относится ни к математике, ни, тем более, к информатике. Это часть метатеории. Не уверена, что студентам она так уж нужна. Умения доказывать она точно не прибавит.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Padawan


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group