2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 21:10 


18/09/21
1683
wxMaxima:
Используется синтаксис Matlab M
taylor(1-x^2*exp(x)/(exp(x)-1)^2, x, 0, 16);

$$\frac{{{x}^{2}}}{12}-\frac{{{x}^{4}}}{240}+\frac{{{x}^{6}}}{6048}-\frac{{{x}^{8}}}{172800}+\frac{{{x}^{10}}}{5322240}-\frac{691 {{x}^{12}}}{118879488000}+\frac{{{x}^{14}}}{5748019200}-\frac{3617 {{x}^{16}}}{711374856192000}+\mbox{...}$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 21:17 
Заслуженный участник


03/01/09
1683
москва
По-моему с $o$-малыми получается проще.
Числитель: $x^2(1+x+\dfrac {x^2}2+o(x^2))$.
Знаменатель:$x^2(1+\dfrac x2+\dfrac {x^2}6+o(x^2))^2=x^2(1+x+\dfrac {x^2}3+\dfrac {x^2}4+o(x^2))$
Так что нужно вычислить: $1-\dfrac {1+x+\dfrac {x^2}2+o(x^2)}{1+x+\dfrac {7x^2}{12}+o(x^2)}$
Приводим к общему знаменателю и вычитаем: $\dfrac {\dfrac {x^2}{12}+o(x^2)}{1+x+\dfrac {7x^2}{12}+o(x^2)}=\dfrac {x^2}{12}+o(x^2)$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 21:47 
Аватара пользователя


23/12/18
430
zykov в сообщении #1544223 писал(а):
wxMaxima
Прекрасный педагогический приём, я восхищён!

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 22:53 


20/03/14
12041
мат-ламер в сообщении #1544211 писал(а):
Поэтому позицию преподавателя я не берусь судить или оправдывать. Ему на месте виднее.

Давайте я возьмусь.
Потому что нечем мне это оправдывать:
мат-ламер в сообщении #1544175 писал(а):
Вот пример. Пусть нам надо найти первые три ненулевых члена разложения функции $f(x)= \sin \sin x$ в ряд Тейлора в нуле. Можно, конечно, разложить синус в ряд и подставить полученное разложение в разложение синуса. (Кстати, в задачнике Виноградовой и др. подстановка синуса в синус применяется, правда для другой задачи). Но тут возникает необходимость суммировать члены и у студентов возникали ошибки. В данном случае разложение можно считать и через производные. Так по мысли того преподавателя, правильно будет считать именно через производные.

И в результате запрета получается черт-те что. А если понадобится до седьмого члена? А если нужно будет разложение до 10 степени в окрестности нуля
$$f(x) =\dfrac{\sin x}{x}-e^{x^2}$$ которое легко вычисляется по формуле Тейлора с помощью стандартных разложений, но требует как раз вычитаний о малых? Ну попробуйте посчитать производные. Не знаю, меня не радует, да и не делается это так.
Еще есть задача - например, для этой функции найти производную $f^{(1000)}(0)$. Можете посчитать это вручную. Если получится. Но обычно на первом курсе учат такие задачи решать как раз используя формулу Тейлора.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 23:39 


12/08/21

219
xagiwo в сообщении #1544216 писал(а):
что такое $o(x)$?

В обозначениях мат-ламер это $o_1(x)$ :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 00:10 
Аватара пользователя


23/12/18
430
Markus228 я прошу Вас дать определение этого понятия, причём здесь обозначения ТС?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 00:17 


12/08/21

219
xagiwo
Потому что $o_1(x)$ это обозначение ТС для $o(x)$
Если переписать в человеческом виде, будет
$(3x+o(x))-(2x+o(x^2))=x+o(x)$
собственно, я это и имел ввиду

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 00:25 
Аватара пользователя


23/12/18
430
Markus228 там нет $o(x^2)$, везде $o(x)$. А Вы, видимо, имели ввиду, что при сложении $o$-шек следует брать наибольшую (если такая есть)? Тогда Ваша придирка понятна, хотя и бессмысленна. Не важно, где ставить индексы, если они убираются без потери смысла. А ТС, видимо, их поставил, чтобы показать, что хотя всё суть $o(x)$, эти $o(x)$ это три разные функции.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 00:33 


12/08/21

219
xagiwo в сообщении #1544255 писал(а):
А Вы, видимо, имели ввиду, что при сложении $o$-шек следует брать наибольшую (если такая есть)? Тогда Ваша придирка понятна, хотя и бессмысленна.

Да, верно :-)
xagiwo в сообщении #1544255 писал(а):
Не важно, где ставить индексы, если они убираются без потери смысла. А ТС, видимо, их поставил, чтобы показать, что хотя всё суть $o(x)$, эти $o(x)$ это три разные функции.

А, вот оно что :mrgreen: Тогда такое обозначение меня ввело в заблуждение, потому что так не пишут)
Someone в сообщении #1544187 писал(а):
Вообще, так даже и не пишут, потому что $o(x)$ означает не конкретную функцию, а оценку сверху порядка малости погрешности. Поэтому пишут $(3x+o(x))-(2x+o(x))=x+o(x)$.


-- 26.12.2021, 02:41 --

xagiwo в сообщении #1544255 писал(а):
А Вы, видимо, имели ввиду, что при сложении $o$-шек следует брать наибольшую (если такая есть)?

Хотя тут возникает небольшой вопросец - допустим если у нас функция раскладывается в нуле как $f(x)=4+x^2+x^3+...$, то мы можем записать $f(x)=5+o(x^2)$, но в то же время $f(x)=5+o(x)$, т.е. это нормально? :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 01:02 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Markus228 в сообщении #1544256 писал(а):
если у нас функция раскладывается в нуле как $f(x)=4+x^2+x^3+...$, то мы можем записать $f(x)=5+o(x^2)$,
Вообще-то не можем.

Но в целом ответ на вопрос - да. Если остаток в окрестности нуля представим как $o(x^2)$, то он же представим и как $o(x)$. Именно потому, что это не функции, а классы функций, один из которых является подмножеством другого.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 01:49 


18/09/21
1683
Определитесь - тут либо 4, либо 5.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 14:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6675
мат-ламер в сообщении #1544211 писал(а):
Вот есть у нас конкретная функция, с которой пришёл топик-стартер в соседней теме $f(x)= 1-\frac {x^2e^x}{(e^x-1)^2}$ . И нужно найти первые три ненулевых члена ряда Тейлора в нуле. Каким образом организовать вычисления, чтобы минимизировать вероятность ошибки? И имеем в виду, что вычисления будет проводить не математик. (Понятно, что для математиков задача нетрудная).

Я тут писал, что подстановка в эту функцию разложения для экспоненты, не самый простой способ решения этой задачи. Я так думаю, что наиболее простой метод здесь будет метод неопределённых коэффициентов. Нам надо найти всего три коэффициента - при $x^2$ , при $x^4$ и при $x^6$ . Сначала находим коэффициент при $x^2$ . Для начала разложим числитель и знаменатель в ряд Тейлора. В знаменателе необязательно ряд возводить в квадрат. Производные там ищутся очень легко. Сокращая на $x^2$ , получаем $\frac{(e^x-1)^2}{x^2}=1+x+7x^2 \slash 12 +o(x^2)$ . Как раскладывается экспонента в числителе, писать не буду. В итоге для определения нашего коэффициента получаем уравнение: $ 1+x+\frac{ x^2 }{ 2 }+o(x^2)   =\left[ 1+ \alpha x^2 +o(x^3) \right] \left[ 1+x+\frac{ 7 }{ 12 } x^2+o(x^2) \right]  $ . Приравнивая коэффициенты при $x^2$ , получаем простое уравнение. Решаем его. Получаем $\alpha = -1 \slash 12$ . Дальше точно таким образом находим коэффициенты при $x^4$ и при $x^6$ . Вычисления там будут чуть посложнее, но ненамного.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение26.12.2021, 16:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6675
При ближайшем рассмотрении оказалось, что обыкновенное деление столбиком ни чуть не хуже. Сначала мне показалось, что метод неопределённых коэффициентов будет выгоднее, поскольку у нас некоторые коэффициенты разложения нулевые. Однако, при делении столбиком при этом просто сокращается количество строк в "столбике". Кроме того, делить можно не полностью, а лишь до определённых степеней.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение27.12.2021, 19:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6675
Lia в сообщении #1544236 писал(а):
И в результате запрета получается черт-те что. А если понадобится до седьмого члена? А если нужно будет разложение до 10 степени в окрестности нуля
$$f(x) =\dfrac{\sin x}{x}-e^{x^2}$$ которое легко вычисляется по формуле Тейлора с помощью стандартных разложений, но требует как раз вычитаний о малых? Ну попробуйте посчитать производные. Не знаю, меня не радует, да и не делается это так.

Посмотрел примерный учебник по "высшей математике", рассчитанный на инженеров (авторы Бугров и Никольский). Это примерно то, что знает средний студент-технарь, не математик и не физик, и не студент топового ВУЗа (типа Бауманки). В принципе, что такое о-малое, там определено. Но не более. Про действия над выражениями с такими величинами ничего не говорится. И я допускаю, что этот средний студент вполне может допустить ошибку типа $o(x)-o(x)=0$ . Как же можно такого студента научить решать такие задачи? В данном случае можно заметить, что разложение Тейлора разности двух функций есть разность разложений первой и второй функции. Никакого вычитания о-малых тут не происходит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение27.12.2021, 19:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5420
Нов-ск
мат-ламер в сообщении #1544478 писал(а):
И я допускаю, что этот средний студент вполне может допустить ошибку типа $o(x)-o(x)=0$ . Как же можно такого студента научить решать такие задачи?
Такого студента не надо учить решать такие задачи до тех пор, пока он не перестанет допускать ошибку $o(x)-o(x)=0$.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 61 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group