один из главных методов познания в естественных науках - опыт, выделен как метод познания именно в рамках развития философии
В рамках развития натурфилософии от которой и отпочковались науки. Осталась пустая порода
Еще осталась традиция философских обобщений, т.е. специалист в сравнительно узкой области естественных наук накапливает конкретные результаты и в итоге приходит, с одной стороны, к необходимости их интерпретации в расширенной (т.е. не узкоспециальной) терминологии, а с другой стороны - к идее поиска подобия в других (не всегда смежных) областях. В других словах это называют единой естественнонаучной картиной мира. Примеров таких обобщений, сделанных известными естествоиспытателями, существует очень много. Назову всего несколько - первое, что вспомнилось: Пуанкаре про психологию творчества; В.Гейзенберг, Физика и философия, М., Наука, 1989; Шкловский, Вселенная, жизнь, разум; В. И. Вернадский о ноосфере... И т.д. В упомянутой в первом посте статье Борисова упоминаются и другие более специальные примеры. В частности, Проф. М.Б.МЕНСКИЙ, ФИАН им. П.Н.Лебедева, Странности квантового мира и тайна сознания. Это очень опасный путь, особенно сейчас, когда пышным цветом цветут всевозможные альтернативные "науки", но факт остается фактом, что со времен Аристотеля, когда не было столь четкой дифференциации наук, традиция философских обобщений дошла до нашего времени. Более того, ряд важнейших проблем, например, такой молодой науки, как CS - в частности, такой ее области, как искусственный интеллект, не мыслится без привлечения психологии и философии: Гарри Гаррисон, Марвина Мински, Выбор по Тьюрингу. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. Интересно отметить, что в ряде случаев авторы достаточно скромных работ, не претендующих на какую-либо научную новизну, например, учебника по линейной алгебре, делают между прочим философские обобщения:
Цитата:
Пространство
при
является математической выдумкой. Впрочем весьма гениальной выдумкой, которая помогает математикам разбираться в сложных явлениях. (Я.С.Бугров, С.М.Никольский, Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, М., Наука, 1988, С.44.)
Можно долго доказывать, что философия не нужна естествознанию, однако раз за разом разные авторы по разным поводам возвращаются к философской проблеме реальности мат.объектов