Я помню эту историю (самим Фейнманом и рассказанную в известной книжке). Так там было все наоборот. Там как раз философы задались вопросом, является ли сущностью стул (точнее там был кирпич). А Фейнман над ними посмеевался. Даже, можно сказать, издевался.
Всё-таки философы задались этим вопросом с провокации Фейнмана. Они его спросили: "является ли сущностью электрон?". А он их озадачил встречным вопросом. И тут они начали между собой спорить, а Фейнман комментирует: какой смысл задаваться такими вопросами про сложные электроны, когда вы даже с простым стулом (или кирпичом) не достигли ясности?
Так же и тут: давайте сначала достигнем ясности с тем, что происходит на классическом уровне, когда мы берём ящик с зеркальными стенками, откачиваем из него воздух, и охлаждаем жидким гелием, и засовываем внутрь фотоумножитель, а потом уже будем переходить к вещам сложным, к расходящимся интегралам и обобщённым функциям.
Но все таки, там останутся фотоны.
Поймите, когда вы восклицаете "но ведь всё-таки" - это отрывает вас от разговора о физике. Когда мы смотрим на окружающий мир, он - весь в целом - бесконечно разнообразен, сложен и непознаваем. И чтобы не пялиться на него с открытым ртом, как идиоты, мы упрощаем себе задачу. Мы говорим "пусть у нас будет какое-то примерное описание мира - пусть оно будет не совсем точное, но зато мы сможем его изложить конечным числом слов". И вот тогда возникает физика. Физическая картина мира - никогда точно не совпадает с этим "всё-таки" и "на самом деле". Но это всё, что физика может сказать. Мы не знаем, как там всё полностью и на самом деле. Вот так вот: наука не всезнающа. Она знает только то, что знает. (И это очень немало, поверьте мне.) И физика, и физическая картина мира - количественные. Они всегда
измеряют, насколько, на какую величину они ошибаются.
Сравните это с измерением, например, карандаша линейкой. Вы прикладываете карандаш, и видите, например, что он имеет длину 7 сантиметров 8 миллиметров. Но не точно. Прищурившись, вы можете увидеть, что там не точно 8 миллиметров, а чуть-чуть больше. Но линейка вам большего не скажет: у неё деления идут через один миллиметр. Вы можете взять штангенциркуль, и получить, что там 8,2 миллиметра. Но и тут вы увидите, что значение неточное. Потом вы берёте микрометр... Рано или поздно приборы у вас кончатся. Вы не сможете измерить длину карандаша абсолютно точно. И вам придётся удовлетвориться тем, что есть: 7 сантиметров, 8,236 миллиметра.
Физические теории соотносятся с природой точно так же. Есть классическая электродинамика. Она "измеряет" природу с какой-то точностью, и этой точности на самом деле хватает для очень многого. Чтобы плавали корабли, чтобы ездили поезда, чтобы работали радио и телевизор, компьютер и мобильный телефон, холодильник и стиральная машина. Но для некоторых тонких вещей этой теории не хватает (в быту - практически исключительно только для лазеров и цифровых фотоаппаратов и видеокамер, светодиодов и люминесцентных веществ). И тогда физики берут другую - и хорошо, что она у них есть. Потом третью. И рано или поздно теории заканчиваются.
Так что вы можете восклицать "но всё-таки, карандаш другой длины", но тут вам физики только разведут руками: что могли, мы сделали.
Странно. Оказывается фотоны теплового излучения вообще вездесущи и неустраняемы.
Это не странно, если вспомнить термодинамику. Третье начало термодинамики - это то, что невозможно достичь абсолютного нуля. Уже для атомов и молекул это означает, что их невозможно полностью остановить. А фотоны - это такие же движения электромагнитного поля, как и тепловые движения атомов и молекул. Поэтому и фотоны устранить нельзя: нельзя "остановить" электромагнитное поле.
А может быть, что все моды будут в состоянии
? (кажется я уже задавал этот вопрос).
А если вы задавали вопрос, то зачем задаёте его снова? Вспомните ответ. Что хорошего в том, чтобы вы задавали вопросы, и не запоминали ответов? Тогда нет смысла вам отвечать.
-- 04.02.2015 23:45:36 --Есть даже такая шутка (только шутка): "в физике есть только три числа: ноль, единица и бесконечность."
Ну, это шутка разве что для теоретиков :-) Я тут объяснял математикам совсем другую идею насчёт физики: в физике много чисел, и все они разные. Математики могут взять какое-то число, умножить его на миллион, и смотреть на него как на такое же, не изменившее свойств. Физики не имеют такого права: если они экспериментально исследовали какое-то число, а потом его умножают на миллион, то приходится начинать всё исследовать заново, и новые свойства могут отличаться от старых.
Я, собственно, настаиваю только на одном: это очень и очень нетривиальный вопрос.
Да, согласен. Но грузить этим школьника? Боюсь, рановато.
А вот устроить такой интуитивный образ, заменяющий пространство в ньютоновском смысле, никак не получается.
Ну, иногда удаётся переселиться в импульсное пространство. Но трудно, дико, и без постоянных упражнений забывается всё.