Производную-то я как раз взял сам
Тогда приношу извинения.
Но тогда зачем вы в производной привели дроби к общему знаменателю? Эту функцию удобнее воспринимать как две отдельные дроби, и производные и первообразные искать в таком виде проще.
Это верно. Но я реально считал, что знаю математику весьма хорошо.
Ну, в общем, моя цель была не показать, что математику вы знаете плохо. Я думаю, всё-таки хорошо (по крайней мере, сравнительно, для вашего возраста и класса). Но я хотел показать, что математика с физикой "дружит" очень плотно, и математика не является скучным, бесполезным и бессмысленным довеском к физике, а наоборот, помогает физике со всем разобраться - и с тем, как явления происходят, и с тем, к каким последствиям приводят какие причины, и т. п.
У меня в подписи (до того, как подписи убрали) стояло:
Математика поставляет в физику всё понимание.
Может быть, в школьной физике это ещё и не очень видно, но чем глубже вы физикой занимаетесь, тем повсеместней и банальней становится этот факт.
Не удержусь от ещё одного примера, даже более показательного и важного, чем предыдущий.
Рассмотрим грузик на пружинке. Пружинка закреплена одним концом за неподвижную опору, так что имеет длину
(в нерастянутом состоянии
), грузик имеет массу
всеми другими силами пренебрегаем (от силы тяжести мы можем избавиться, расположив систему горизонтально, а от силы трения - смазкой, роликами, или какими-то ещё способами - лучше всего магнитный подвес в вакууме). Тогда (обозначив
) мы имеем по 2 закону Ньютона
и хорошо известные кинематические определения
Слепляя всё вместе, мы имеем
дифференциальное уравнение Кроме того, мы можем сказать, что знаем начальное состояние физической системы: в момент времени
мы знаем скорость
и положение грузика
Теперь физика идёт на поклон к математике и говорит: "смотри, у меня есть дифференциальное уравнение с начальными условиями". Математика отвечает: "дифференциальное уравнение? Сейчас решим!" Для математики, отвлекаясь от физических символов, это дифференциальное уравнение - обыкновенное линейного однородного типа,
Общая теория линейных однородных обыкновенных дифференциальных уравнений гласит, что решение является суммой слагаемых, каждое из которых образовано степенью и экспонентой:
Задача состоит только в том, чтобы подобрать эти неизвестные числа
для данного конкретного уравнения. Поскольку уравнение мы имеем второго порядка, то слагаемых нам будет необходимо и достаточно две штуки:
Берём нужное количество производных:
и подставляем их в исходное уравнение
Приравнивая коэффициенты при одинаковых экспонентах и степенях (потому что наше уравнение должно удовлетворяться для функций от
а не просто для какого-то одного значения
), получаем систему уравнений:
(извините, я не помню, как избавляться от других вариантов), откуда
Получается, решение имеет общий вид:
Поскольку нам нужно действительное решение, то мы объединяем
и соответственно,
и переобозначая константы (которые пока всё равно никакого значения не имеют)
получаем решение в действительном виде (и все константы действительные):
или, преобразуя ещё дальше,
Полюбуйтесь, какой результат! Мы мучили-мучили уравнение, и получили, что его решение - синусоида, причём частота этой синусоиды фиксирована (это
однозначно заданный константой в исходном уравнении), зато амплитуду и сдвиг по фазе можно выбирать как угодно.
Но теперь мы вспоминаем, что кроме самого уравнения, у нас к нему прилагаются начальные условия. Подставляя в них полученное нами решение, мы получаем систему уравнений, позволяющую зафиксировать и константы, которые до этого были свободными:
Решая эту систему, мы получаем наконец:
и решение имеет вид:
Теперь математика возвращает этот результат физике. И физика страшно рада: у неё была просто какая-то непонятная физическая система: грузик и пружинка. А теперь оказывается, что эта система ведёт себя совершенно предсказуемо и однозначно: она совершает колебания с частотой
(уже это - важный результат!), колебания - синусоидальные, вокруг положения равновесия, и зная начальные положение и скорость грузика, можно точно сказать, какие колебания последуют. Дальше можно уже чертить графики, что будет, представлять себе конкретные ситуации (а что если грузик имеет начальное отклонение, но нулевую скорость - мы его оттянули и отпустили? а что если грузик не имеет начального отклонения, но имеет начальную скорость - мы его щёлкнули?). Можно обдумывать и другие задачи: а что если мы знаем скорость в один момент времени, а положение - в другой момент времени? Или если мы не знаем скорости вообще, но знаем положения в два разных момента времени?
Всё это появляется благодаря тому, что мы сходили в математические дебри, и вернулись обратно.
Кстати, пример - практически типичный для всей физики. Вся физика опирается на разные дифференциальные уравнения. Сама физика не знает, что делать с этими уравнениями, и только математика может их решить. Когда математика выдаёт решение, физика говорит спасибо, и дальше это решение уже как-то использует. Иногда - чтобы составить новое дифференциальное уравнение, и снова понести его к математике. Уравнения иногда бывают других типов - интегральные, операторные - но дифференциальные уравнения встречаются больше всего.