Просто у нас с Вами плохое взаимопонимание - то ли я использую не те слова, то ли Вы их понимаете не так
Да ладно, нормальное, вроде, взаимопонимание. Если я выступаю с критикой, когда мне кажется, что Вы слегка увлеклись в стремлении прийти к определённым выводам, то после разъяснений, вроде, всё встаёт на место?
Я изначально говорил о том, что мораль подвержена влиянию со стороны государства, но волюнтаристски - то есть одним днём и по желанию лица или группы ("одним росчерком пера") - поменять её нельзя. На неё можно только влиять посредством навязывания людям определённого мнения через СМИ.
...
это в любом случае долгий процесс, с характерным временем порядка смены поколения.
И не только СМИ, способов много. Конечно, это происходит не одним росчерком пера, но порой довольно быстро — быстрее смены поколений. Дело в том, что «сложившиеся» взрослые личности тоже вынуждены бывают проявлять гибкость и «признавать», что новые нормы — «более правильные».
Вопрос на самом деле ведь не в том, сколькими росчерками пера изменяется мораль, а в том, способна ли она стать фундаментом при построении идеи «правильной государственности». Я утверждаю, что нет, ибо она сама по себе штука весьма зыбкая. Поэтому если Вы хотите сделать выбор между формами государственности, то его следует делать не опираясь на априорно заданную мораль, а вместе с выбором соответствующих моральных норм.
Вот таково моё имхо.
И то здесь можно спорить - может ли, например, считаться введение населения в заблуждение изменением морали как таковой.
Тут хочу заметить, что «заблуждения» возможны там, где есть возможность более или менее однозначно установить истину. Моральные же нормы обычно касаются решений для ситуаций, в которых независимого (от общественного мнения) способа установить истину нет. Т. е. для моральных норм характерна конвенциональность.