2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2  След.
 
 Последний человек Ницше
Сообщение12.10.2013, 23:01 
Аватара пользователя
http://philosov.ru/qwerty/1223-fridrih-nicshe-posledniy-chelovek.html
Здесь говорится о последнем человеке. Кто может толком объяснить кто такой этот последний человек.

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение12.10.2013, 23:53 
Аватара пользователя
antonin в сообщении #774427 писал(а):
http://philosov.ru/qwerty/1223-fridrih-nicshe-posledniy-chelovek.html
Здесь говорится о последнем человеке. Кто может толком объяснить кто такой этот последний человек.

Перевод ужасный (наверное, Антоновский?).
Если коротко: обычный человек без мечты (поспали, теперь поедим. Поели, теперь поспим, и т.д.).

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение13.10.2013, 01:06 
Аватара пользователя
И главной мечтой человека должна быть воля к знанию.

"Солнце познания некогда снова взойдёт в зенит свой:
и, свившись в кольца, будет лежать в его свете змея вечности -
тогда настанет ваше время, о полуденные братья".

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение13.10.2013, 21:51 
Аватара пользователя
galka_morpheus в сообщении #774462 писал(а):
И главной мечтой человека должна быть воля к знанию.

К знанию - ради чего? Ради самого знания - и только знания?
Не слишком ли мелко это и глупо? Лицезреть пресловутый "абсолют", созерцая математическую красоту реальности, наслаждаясь "музыкой сфер" и возносясь своими мыслями столь высоко, чтоб мыслитель уже не в состоянии был заметить даже, что происходит сзади на "грешной" земле, - и уже сам, земным своим "пением", развлекал бы земных и не столь "возвышенных" дядей - так вот к чему, значит, каждый стремиться "должен"? Не об этом говорил Фрэнсис Бэкон...

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение14.10.2013, 03:57 
Аватара пользователя
Lucis в сообщении #774773 писал(а):
К знанию - ради чего? Ради самого знания - и только знания?
Не слишком ли мелко это и глупо?

Ради того, чтобы понять: "что есть реальность?" И разобравшись в этом каждый мыслитель, каждый человек, который хотя бы немного думал в этой жизни, выдвигал свой идеал: "зачем жить?"
Те же три "русских вопроса": понять происходящее; выяснить причину; увидеть цель в жизни. Но это для тех, кто самостоятельно искал, а не послушно побрёл по пути, указанному авторитетами.
Разные мыслители, писатели, художники пытались донести до потомков своё виденье мира.
Нелегко понимать других людей (спасительная установка, что "мелко это и глупо", помогает не вдаваться вглубь). Ведь кругом столько дел, хрена читать всяких умников прошлого, когда у нас есть теперь компы, смартфоны и проч., а у них-то не было. Поэтому они ничего не понимали ??. - Эта иллюзия называется "аберрацией близости" - когда прошлое кажется тупым и никудышным.
А об оценках (ах, эти всезнающие оценки) не задумывались? Когда глобальное заблуждение преподносится как великое достижение.
Цитата:
Лицезреть пресловутый "абсолют", созерцая математическую красоту реальности, наслаждаясь "музыкой сфер" и возносясь своими мыслями столь высоко, чтоб мыслитель уже не в состоянии был заметить даже, что происходит сзади на "грешной" земле, - и уже сам, земным своим "пением", развлекал бы земных и не столь "возвышенных" дядей - так вот к чему, значит, каждый стремиться "должен"? ...
А что происходит на "грешной земле", по-вашему? Сколько людей, столько концепций. По большому счёту, никто ничего "абсолютно точно" не знает, каждый верит в свою веру (или в ту, которой его научили).

"Путей много, ищи свой сам" (Ф. Ницше).
Цитата:
Не об этом говорил Фрэнсис Бэкон
Он выдвинул свой проект организации опыта разных людей, разных наук. Это единственно верное решение всех проблем ?? Про экологию у него чего-нибудь есть? Человеческие горе, болезни, страдания не учитываются (ввиду мелкости) ?

А Вы смотрели к/ф "Самсара" (реж. Рон Фрике)? Как впечатление?

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение14.10.2013, 04:59 
galka_morpheus в сообщении #774882 писал(а):
Ради того, чтобы понять: "что есть реальность?" И разобравшись в этом каждый мыслитель, каждый человек, который хотя бы немного думал в этой жизни, выдвигал свой идеал: "зачем жить?"
С тем, что есть реальность, как раз всем все давно понятно: реальность — это гильбертово пространство и эрмитовы операторы, действующие в нем. Хотелось бы увидеть мыслительный мастер-класс по выдвижению идеала "зачем жить?" на основе этого.

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение14.10.2013, 19:53 
Аватара пользователя
galka_morpheus в сообщении #774882 писал(а):
Человеческие горе, болезни, страдания не учитываются (ввиду мелкости) ?

Чтобы что-либо мочь (в том числе - устранять названные проблемы), необходимо знать. Именно поэтому, согласно Бэкону, высшей целью науки и должно было бы быть - не чисто созерцательное "благо", но господство над природой, по отношению к которой мыслитель, постигая - и применяя - закономерности ее функционирования, становился бы уже не беспомощным рабом, но господином. И не об этом ли писал Пол Дэвис? "Дав свободу воображению, можно представить, что однажды человечество овладеет суперсилой. Если бы это произошло, мы бы обрели власть над природой, поскольку суперсила в конечном счете порождает все взаимодействия и все физические объекты; в этом смысле она является первоосновой всего сущего. <...> Мы стали бы поистине властелинами Вселенной!"

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение14.10.2013, 20:58 
Аватара пользователя
Ой-ой, что-то страшно стало. Это еще зачем - господство над природой. И кто господствовать-то будет? Депутаты? Или олигархи?

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение14.10.2013, 22:51 
Lucis в сообщении #774773 писал(а):
К знанию - ради чего?

Тяга к знанию инстинкт. В голове, что-то смутировало, и не стало хватать лежания на солнышке под бананами.

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение15.10.2013, 04:36 
Аватара пользователя
Lucis в сообщении #775185 писал(а):
Чтобы что-либо мочь (в том числе - устранять названные проблемы), необходимо знать. Именно поэтому, согласно Бэкону, высшей целью науки и должно было бы быть - не чисто созерцательное "благо", но господство над природой, по отношению к которой мыслитель, постигая - и применяя - закономерности ее функционирования, становился бы уже не беспомощным рабом, но господином.
Звучит обнадеживающе, но как учит история ничего не получится. Путь индивидуального развития (крайний индивидуализм йогов), или личной эволюции - с одной стороны; путь коллективного развития (эволюция общества, город Солнца и др. проекты) - с другой. И в том, и в другом случае, происходило следующее: носитель идеи (основоположник) достигал какого-то уровня, но затем всё равно умирал. А последователи хуже преследователей: идея превращалась в догму (профанация, начётничество, извращение первоначального смысла). Но, несмотря на это, школа последователей начинала традицию, общественное движение начинало "набирать обороты", возникал социальный институт, который со временем бюрократизировался. И все начинали уже "заглядывать в рот" главарю, учителю, чиновнику сидящему наверху; генсеку, академику и т.п. Начиналась деградация традиции. Не получается из "совершенных людей" создать общество (стадо не хочет, чтобы ими рулили умные, пусть лучше богатые), или "несовершенное стадо" превратить в разумное общество. О стадном инстинкте
Цитата:
чисто созерцательное "благо"
- это неверное представление, поскольку существует так наз. "систематический процесс" - очень сложная система различных тренировок. Созерцательность медитации имеет свою практическую цель.
Цитата:
И не об этом ли писал Пол Дэвис? "Дав свободу воображению, можно представить, что однажды человечество овладеет суперсилой. Если бы это произошло, мы бы обрели власть над природой, поскольку суперсила в конечном счете порождает все взаимодействия и все физические объекты; в этом смысле она является первоосновой всего сущего. <...>
Ну так уже столько накосячили, что даже самые ярые оптимисты начинают сомневаться в необходимости закатать Природу в асфальт. То есть нужна "власть", а "знание" - это для красного словца.
Цитата:
Мы стали бы поистине властелинами Вселенной!"
"МЫ" - это кто? Живут в нашем кишечнике 1 кг - "мы - микроорганизмы", - наверное тоже спорят о разумности Творца (о нашем организме, из которого они якобы произошли в результате эволюции). Если начинают безудержно плодиться и устраивать революции, то начинается болезнь. Но чтобы мечтать "заразить дизентерией всю Вселенную" - (ИМХО) нет у них таких параноиков.

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение15.10.2013, 16:15 
Аватара пользователя
Согласно заявленной теме, я дам самый лучший перевод этого места:

(Оффтоп)

(написано в феврале 1883 г.) Ф. Ницше "Так говорил Заратустра", (пер. В. Изразцова; СПб, 1913 год.)



(О сверхчеловеке, человеке и последнем человеке)

3.

Когда Заратустра пришёл в ближайший город, лежащий у леса, он нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади; так как было обещано, что на площади будет показан канатный плясун. И так говорил Заратустра к народу:
˗ Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превозмочь. Что сделали вы, чтобы превозмочь его?
Все существа до сих пор создали, что-нибудь высшее себя: а вы хотите быть отливом в этом великом приливе и лучше вернуться к животному, чем превозмочь человека?
Что такое обезьяна по отношению к человеку? Насмешка и мучительный стыд. И точно также должен быть человек для сверхчеловека: насмешкой и мучительным стыдом.
Вы совершили путь от червя к человеку, и ещё многое в вас ˗ червь. Некогда были вы обезьянами, но и теперь ещё человек больше обезьяна, чем любая обезьяна.
Но и мудрейший из вас, и он только нестройная помесь растения и призрака. А разве я зову вас стать призраками или растениями ?
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке !
Сверхчеловек ˗ смысл земли. Пусть ваша воля скажет: сверхчеловек да будет смыслом земли !
Заклиная вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о небесных надеждах ! Отравители они, ˗ знают они это или нет.
Они презирают жизнь, эти стремящиеся прочь от нея и отравленные сами, от которых устала земля: так пусть уходят они с лица земли !
Некогда величайшим преступлением было преступление против Бога, но Бог умер, а с ним умерли и эти преступники. Ныне всего ужаснее ˗ преступать против земли, и чтить выше тёмную глубину непостижимого, чем смысл земли.
Некогда душа с презрением смотрела на тело: и тогда презрение это было выше всего: ˗ она хотела, чтобы тело было худым, отвратительным и измождённым. Так она хотела выскользнуть из-под власти его и земли.
О, эта душа ещё сама была худой, страшной и измождённой: и жестокость была наслаждением этой души !
Но скажите теперь вы, братья мои: что возвещает ваше тело о вашей душе ? Не есть ли душа ваша ˗ убожество и грязь, и жалкое довольство ?
Поистине человек ˗ грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не загрязниться.
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он то море, в котором может потонуть ваше великое презрение.
В чём состоит величайшее, что вы можете пережить ? Это ˗ час великого презрения. Час, когда ваше счастье станет вам отвратительно, и разум ваш и ваша добродетель.
Час, когда Вы скажете: «К чему моё счастье! Оно ˗ убожество, грязь и жалкое довольство. Но моё счастье должно оправдывать и самоё существование !»
Час, когда вы скажете: «К чему мой разум ! Разве он алчет познания, как лев пищи своей ? Он ˗ убожество, грязь и жалкое довольство !»
Час, когда вы скажете: «К чему добродетель моя ! Она ещё не заставила меня безумствовать. Как устал я от моего добра и моего зла ! Всё это ˗ убожество, грязь и жалкое довольство !»
Час, когда вы скажете: «К чему справедливость моя ! Я не вижу, чтобы я был пламенем и углем. Но справедливый ˗ это пламя и уголь !»
Час, когда вы скажете: «К чему моё сострадание ! Не есть ли сострадание крест, к которому пригвождается всякий, кто любит людей ! Но моё сострадание ˗ не распятие !»
Говорили ли вы уже так ? Кричали ли вы уже так ? Ах, если бы я уже слышал от вас такие крики !
Не грехи ваши ˗ ваша умеренность вопиет к небу, самая скудость грехов ваших вопиет к небу !
Где же та молния, которая лизнула бы вас языком своим? Где то безумие, которое нужно бы привить вам ? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он ˗ эта молния, он ˗ это безумие ! ˗

Когда Заратустра сказал это, кто-то крикнул из толпы: «Ну, довольно мы слышали о канатном плясуне: теперь покажите нам его !» И весь народ смеялся над Заратустрой. А канатный плясун, который думал, что речь шла о нём, принялся за своё дело.

4.

А Заратустра смотрел на народ и удивлялся. Затем говорил он так:
Человек ˗ это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком ˗ канат над бездной.
Опасна каждая минута перехода, опасен взгляд назад, опасен испуг и остановка.
В человеке велико то, что он ˗ мост, что он ˗ не цель: он восход и закат ˗ вот что можно любить в человеке.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как для того, чтобы погибнуть, ибо это ˗ идущие через мост.
Я люблю тех, кто носит в себе великое презрение, ибо они ˗ великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.
Я люблю тех, кто не ищет за звёздами основания, чтобы погибнуть и стать жертвою: но приносит себя в жертву, чтобы она стала некогда землёй сверхчеловека.
Я люблю того, кто познаёт, и кто хочет познавать, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Так хочет он гибели своей.
Я люблю того, кто работает и изобретает, чтобы воздвигнуть дом сверхчеловеку и приготовить для него землю, животное и растение: ибо так хочет он гибели своей.
Я люблю того, кто любит добродетель свою: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела тоски.
Я люблю того, кто ни единой капли духа не хранит для себя, но кто весь хочет быть духом добродетели своей: так идёт он, дух, через мост.
Я люблю того, кто из своей добродетели делает стремление своё и судьбу свою: так хочет он ради своей добродетели жить и ещё больше ˗ не жить.
Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много добродетелей, Одна добродетель ˗ больше добродетель, чем две, ибо она ˗ больше узел, на котором держится судьба.
Я люблю того, чья душа расточается, кто не ждёт благодарности и не воздаёт ея: ибо он всегда одаряет и не хочет сберегать себя.
Я люблю того, кто стыдится, если игральная кость выпадает для него счастливо, и кто спрашивает тогда: разве я нечестный игрок ? ˗ ибо он хочет погибнуть.
Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и всегда исполняет ещё больше, чем обещал: ибо он хочет гибели своей.
Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и избавляет людей прошлого: ибо он хочет погибнуть за людей настоящего.
Я люблю того, кто наказует Бога своего, ибо любит Бога своего: ибо он должен погибнуть от гнева Бога своего.
Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть от незначительного переживания: так охотно идёт он через мост.
Я люблю того, чья душа чрезмерно полна, так что он забывает самого себя, и все вещи в нём: так становятся все вещи его гибелью.
Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так его голова есть только внутренность сердца его, а его сердце влечёт его к гибели.
Я люблю всех тех, кто подобен тяжёлым каплям, одиноко падающим из тёмной тучи, нависшей над людьми: они возвещают, что близится молния, и, как предвестники, погибают.
Смотрите, я ˗ предвестник грозы и тяжёлая капля из тучи: а имя той молнии ˗ сверхчеловек.

5.

Когда Заратустра сказал эти слова, он опять посмотрел на народ и умолк. «Вот стоят они, ˗ говорил он в сердце своём, ˗ и смеются: они не понимают меня: мои слова не для этих ушей.
Может быть нужно сперва размозжить им уши, чтобы они научились слушать глазами ? Нужно греметь подобно литаврам и проповедникам покаяния ? Или они верят только заикающемуся?
У них есть нечто, чем они гордятся. Как же называют они предмет своей гордости ? Они называют его культурой, ею они отличаются от пастухов.
Вот почему они не любят слышать о себе слово «презрение». Тогда я буду обращаться к их гордости.
Я буду говорить им о самом презренном: а это ˗ последний человек.»
И так говорил Заратустра к народу:
Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою, Настало время, чтобы человек посадил росток своей высшей надежды.
Ещё почва его достаточно богата. Но эта почва некогда будет бедной и бессильной, и ни одно высокое дерево не сможет вырасти на ней.
Горе ! Приходит время, когда человек не бросит больше стрелы тоски выше человека, и тетива лука его разучится дрожать !
Я говорю вам: нужно ещё носить в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду. Я говорю вам: вы ещё носите в себе хаос.
Горе ! Приходит время, когда человек не родит больше ни одной звезды. Горе ! Приходит время презреннейшего человека, который уже не сможет презирать самого себя.
Смотрите ! Я покажу вам последнего человека.
«Что есть любовь? Что есть вселенная? Что есть тоска? Что есть звезда?» ˗ так спрашивает последний человек и моргает.
Земля тогда стала маленькой, и на ней прыгает последний человек, который всё делает маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех.
«Мы открыли счастье» ˗ говорят последние люди и моргают.
Они покинули страны, где сурова была жизнь: ибо им нужно тепло, Они любят соседа и жмутся к нему: ибо им нужно тепло.
Болезнь и недоверие считаются у них грехом: осмотрительно ходят они. Только глупец ещё спотыкается о камни или людей !
Время от времени немного яду: это рождает приятные сны. И много яду под конец: это ˗ приятная смерть.
Ещё работают, ибо работа ˗ забава. Но заботятся, чтобы забава не утомляла.
Нет больше бедности и богатства: то и другое слишком тягостно. Кто захочет тогда управлять? Кто повиноваться? То и другое слишком тягостно.
Ни одного пастыря и едино стадо ! Все хотят одинаково, все равны: кто чувствует не как все, тот сам идёт в сумасшедший дом.
«Некогда весь мир заблуждался» ˗ говорят самые проницательные и моргают.
Они умны и знают всё, что было: и вот насмешкам нет конца, Они ещё ссорятся, но скоро мирятся ˗ иначе вредно желудку.
У них есть своё маленькое удовольствие для дня и своё маленькое удовольствие для ночи: но прежде всего ˗ здоровье.
«Мы открыли счастье» ˗ говорят последние люди и моргают.
И здесь закончилась первая речь Заратустры, которая называется также «Предисловие»: ибо в этом месте его прервали крики и ликование толпы.
«Дай нам этого последнего человека, о Заратустра, ˗ так восклицали они, ˗ обрати нас в этих последних людей ! И мы подарим тебе сверхчеловека!» И весь народ ликовал и щёлкал языком. Но Заратустра опечалился и сказал в сердце своём:
«Они не понимают меня: мои слова не для этих ушей.
Слишком долго жил я в горах, слишком много слушал шум ручьев и деревьев: и вот я говорю им словно пастухам.
Неподвижна душа моя и светла как горы в час утра, А они думают, что я холоден и тешусь ужасными шутками.
Вот глядят они на меня и смеются: и, смеясь, они ненавидят меня. Лёд в смехе их».

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение15.10.2013, 20:16 
Аватара пользователя
provincialka в сообщении #775207 писал(а):
Это еще зачем - господство над природой.

Да, и зачем было изобретать лекарства, молниеотводы, ..., когда можно было отстегивать знахарю, слушать завывания шамана, и т.п.?

galka_morpheus в сообщении #775320 писал(а):
стадо не хочет

Да мало ли что оно там хочет? Стадо, оно на то и стадо, чтобы управлять им, а не быть им управляемым.

galka_morpheus в сообщении #775320 писал(а):
умные, пусть лучше богатые

А с каких это пор второе исключает первое?

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение15.10.2013, 21:42 
Аватара пользователя
Lucis в сообщении #775609 писал(а):
А с каких это пор второе исключает первое?
Ну не то, чтобы исключает. Скорее не добавляет.

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение16.10.2013, 00:38 
galka_morpheus в сообщении #775320 писал(а):
стадо не хочет, чтобы ими рулили умные, пусть лучше богатые
Ну понятно, филсофствующий нищеброд обиделся :mrgreen: Нет, чтоб осознать, что если ничего полезного не умеешь, то и ловить нечего, так стадо ему виновато.

 
 
 
 Re: Последний человек Ницше
Сообщение17.10.2013, 00:14 
provincialka в сообщении #775207 писал(а):
И кто господствовать-то будет? Депутаты? Или олигархи?
Олигархи главней , это они продвигают харизматиков в депутаты.

вздымщик Цыпа в сообщении #775735 писал(а):
Нет, чтоб осознать, что если ничего полезного не умеешь, то и ловить нечего,
Полезное для кого из них надо уметь делать ?

 
 
 [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group