Если отбросить «пустое махание руками и много псевдоумных "магических" слов - ни о чём» бестолковых мироописателей (бестолковых, потому что в их философии нет места достоверности выводов), то по делу я скажу следующее.
…
Пока нечего давать в учебниках. Нет разработанной теории не качественной, а количественной теории обработки смысловой информации. Конечно, надо заниматься предметной областью на пользовательском уровне.
…
В принципе, это ответ на вопрос о том, можно ли измерить количество полученных знаний двух студентов, один из которых просто заучил теорему, а другой может ещё и применять ее. — Отсутствие количественной теории смысловой информации — не позволяет это сделать (на данном этапе развития наук нужных теорий нет). Способа измерения нет, хотя навскидку количество смысловой информации второго студента, пожалуй, многие оценят как большее.
Да и, кстати, на практике бывает, более высоко оценивают умение решать и что-то делать, нежели простое заучивание и ответы на тесты. Например, победителей олимпиад в математике, порой, освобождают от экзаменов. И действительно, ведь ученик уже на практике показал свои знания (а вот система формальных тестов, внедряемая в образование, всё здесь портит, и ученик №1 будет оценен примерно на равных, хотя понимает намного меньше).
А то, что смысловую информацию оценивают не количественно, а качественно, то, наверное, так и должно быть. У него от природы количества-то и нет, т.е. количество в единичном экземпляре, и каждый из которых уникален. А собственно количество для смысловых элементов информации — это уже нечто типа набора данных. А в некоторых случаях — это и есть набор данных.
Так что вот.
Наверное, измерять количество смысла в информации можно только
— по количеству смысловых элементов,
— по сложности и размеру их структуры,
— по удельному весу или значимости отдельных элементов и структур и т.п.
Кроме того, смысл в информации — это качественное свойство, это значит, что нужно оценивать качество через количество, иногда это возможно.
Наверное, так.
Да скорее всего, оценка этого количества не так важна. Поэтому и нет соответствующей теории, т.е. мороки много, а толку мало.
А
относительно учебников… Ну, может быть у кого-то «мир рухнет» если теорию Шеннона чем-то ограничить, добавив еще что-то в области информации. Меня это не волнует: ну придумают еще мироописание. Я же имею в виду, что качество учебников низкое вследствие простого (бездумного) копирования (как отметил ТС) отрывков из разных тем, никак не увязывая их между собой. Потому что отсутствует целостная картина, помогающая ориентироваться, например, какие понятия к чему относятся и где применяются. Или, например, чтобы труды и результаты 50-х годов излагались с учетом современности, с учетом опыта прошедших десятилетий (вообще-то — это большая работа)…
Типа того.
А насчет «пока нечего давать в учебниках», так, судя по участникам этой темы, пожалуй, много есть чего дать и добавить. Например, чтобы понимали разницу между словами «автоматический» и «автоматизированный». Да и, например, упомянутые ТС базы знаний настолько сильно отличаются от традиционной технологии, что этой теме нужно уделять особое внимание.
———————————————————
…
Нужна теория Шеннона для обоснования использования кодов обнаруживающих и исправляющих ошибки на базовом уровне. Будет большое количество необнаруженных ошибок и верхние уровни не смогут работать.
Несомненно, что эта теория нужна. Да и верхние уровни не могли бы работать при нерешенных указанных проблемах.
Только вот, такое дело.
Ну, допустим, не было бы этой теории, и по указанным причинам не получилось создать технические системы. Вопрос: остановило бы это прогресс в создании и развитии техники? — Ответ: нет, конечно!
Общее стремление и ажиотаж был таков, что, пожалуй, уже ничто не могло остановить. Притормозить — могло, остановить — нет. Есть проблема — нашли бы и решение; не тем, так другим способом защитились бы от ошибок. Какая теория или метод подвернулись, тот и используют.
Невозможно сказать, как бы оно было в другом историческом раскладе, какие бы решения и теории были бы тогда. Но «мир бы не рухнул», если бы Шеннон не создал свою теорию — это точно.
Тем более что есть факты, что всё бы работало и в ином раскладе. Я ведь уже привел пример (обратите внимание):
Цитата:
«Аппарат Бодо стал самым значимым достижением техники передачи информации на расстоянии в ХIХ веке».
Аппарат, технические основы которого были созданы до Шеннона, и который прослужил почти весь ХХ век, т.е. и при Шенноне, и после него, почему-то работал. Электромеханическое устройство, но и для него «никто не отменял» возможные ошибки при передаче данных.
Так что, нельзя категорически утверждать, мол, не работало бы.
Работало бы, но с разной эффективностью. Например, просто напросто передавали сообщение дважды, и если возникало какое-то несовпадение, то передавали третий раз. — Хоть примитивно, но действовало.
Так что,
пожалуйста, больше не говорите, что без теории Шеннона верхние уровни, прямо-таки не работали бы. Важность велика, но не в такой категоричной форме.
…и смысловую информацию располагаете на верхнем пользовательском уровне?
Здесь такое дело, «располагаю»-то не я, а пользователь. Информация, которая предназначена именно для пользователя, всяко обладает всеми свойствами информации, в том числе и смысловым содержанием.
Хотя, в принципе, это может быть и на разных уровнях при одном условии: если рассматривать систему этого уровня в целом, с ее целями и задачами. Вообще-то, это результат творчества людей, создавших техническое решение…
А сама техника ничего не понимает, она просто исполняет инструкции алгоритма. Но если эти действия рассматривать как цельную систему, то там уже есть нечто большее. А те системы, которые могут хоть в чём-то целенаправленно действовать самостоятельно (без поддержки человека), то это уже тема искусственного интеллекта. И вполне естественно, что такие системы располагаются на «уровне приложений», т.е. на верхнем уровне.
Кроме того, на пользовательском уровне есть еще кое-что, т.е. такая информация, которая как я отмечал
Цитата:
… Чего собственно обработки-то? — а того, что к теории Шеннона уже никакого отношения не имеет.
Только вот, меня на эту тему никто не спрашивает…
Ну и не надо, значит…
Однако, важно еще то, что исторически — искусственный интеллект с 70-х годов ХХ века разрабатывается по пути специализаций под конкретные проблемные области. Идеология универсальных систем осталась в прошлом (хотя, всё-таки что-то оттуда всплывает). Так вот, для смыслового содержания информации этот факт свидетельствует, что… ну невозможно полностью создать методы обработки смысла; доступно лишь частичное решение этой проблемы. Потому что смысл информации зависит от контекста, который должен быть определен либо пользователем, либо разработчиками системы (т.е. то, что зависит от условий специализации системы).
Вывод здесь такой.
Какие бы ни применялись (и разрабатывались) методы обработки информации (информации, в полном смысле этого слова, а не в техническом), важны еще и инструменты, которые использует разработчик и пользователь системы, чтобы создать эту обработку и чтобы она действовала корректно. Итак, в вопросе о двух студентах, можно ли измерить количество усвоенного ими смысла в информации, ответ — конечно нет.
Однако есть одна фишка, получить аналогичное другим способом. Надо дать задание учащимся построить базу знаний изучаемой темы. Практика показывает, что пока человек изучает, осваивает что-либо, у него лучше получается наполнять базу знаний, нежели человеку с опытом (потому, что опытный уже не обращает внимания на то, как что-либо делает в своей работе).
Так что, в итоге ученик №2 справится с этим лучше (чем №1), и его система будет выполнять соответствующую работу по теме.
Так что, решение есть, даже если и не прямым математическим измерением.