Возвращаясь к множеству Рассела.
Корректное определение - это такое определение, которое для данного объекта позволяет проверить, удовлетворяет ли он этому определению, и не более того. Когда мы даем определение, мы вовсе не предполагаем, что существует объект, удовлетворяющий ему. Например, мы можем определить гиперёлку как ель высотой больше 50 км. Это вполне корректное определение.
Противоречие в парадоксе Рассела возникает в предположении, что множество Рассела существует. Это противоречие доказывает только, что такого множества быть не может, но еще не доказывает некорректность его определения.
Спасибо, что напомнили нашу тему. А то мы тут увлеклись не относящимся к теме вопросом. А перед тем, как нас куда-то занесло, я утверждал, что мы должны выбирать одно из двух:
- либо ничем не ограниченная свобода определений множеств, но тогда прощай классическая логика;
- либа мы должны как-то ограничить эту свободу, а за это мы получим в награду возможность остаться в классической логике и в наивной теории множеств.
Что такое определение? Выбирайте кому что нравится. Лишь бы Ваши определения позволяли действительно определять, строить, перечислять (и т.д.) эти множества.
Относительно
корректности определения множества. Я считал определение множества некорректным, если оно приводило к противоречию. Вы можете считать его
некорректным, если в предположении существования определяемого множества возникает противоречие. Не нравится? Давайте вообще уберем понятие
корректного/некорректного определения.
А если по сути, меня пока никто не опроверг. Например, "кто-то" здесь сказал, что
"Определение совершенно законно и определяет класс множеств, не содержащих себя в качестве элемента. Ни к каким противоречиям такое определение не приводит. Противоречие возникает, если мы объявляем класс множеством."Это один пример ограничения на свободу определений множеств: мы сначала определяем классы, а только потом смотрим, можно ли назвать их множествами.
А Вы предлагаете иной способ ограничения свободы определений множеств: если предположение о существовании некоторого множества приводит к противоречию, то значит такое множество не существует (фактически это означает, что определенный нами объект не является множеством и можно назвать его
классом).
А самое главное, с чего я начал, - это
слабость мышления у людей. Ведь вот прошел целый век, а мы ломаем копья по поводу парадокса Рассела.
Предлагаю теперь поговорить о теореме Гёделя. Как народ на это смотрит?