EtCetera писал(а):
Sonic86
Меня, в свое время, страшно поразила особенно вот эта фраза:
Х. Ортега-и-Гассет писал(а):
...мы, например, даже точно не знаем, был ли огонь прежде всего добыт для борьбы с холодом... или же, скорее, его стали добывать в целях опьянения.
(в основном из-за нее я и привел ту длиннющую цитату). У Ортега-и-Гассета вообще немало парадоксальных идей, которые дают серьезный повод задуматься, а эта - просто блеск. Т.е. он говорит о том, что человек собственно стал человеком не вследствие необходимости удовлетворения первичных, базовых потребностей (для удовлетворения которых у всех животных и у человека, в частности, имеются естественно-биологические механизмы), как это принято считать, а вследствие появления некоего нового класса потребностей (причем, в первую очередь, не созидательно-конструктивных, а, скорее, отрицательно-деструктивных), которые биологические механизмы обеспечить были не в состоянии. Для удовлетворения этих новых фундаментальных потребностей возникли техника (к которой Ортега-и-Гассет относит практически всю искусственно-неприродную деятельность человека и ее результаты) и искусство.
Да, мне фраза тоже понравилась. Ортега-и-Гассет, редкий философ, который мне нравится. Надо бы как-нибудь достать что-нибудь его и почитать.
Созвучные мысли, возможно в более шуточной форме, есть у Зиновьева в книге "Желтый дом". Точно не помню. Примерно так: прогрес человечества обеспечивается не за счет гениев и красавцев, а за счет уродов и посредственностей. Например, знаете, как появилась обувь на каблуках? Испанские женщины их носили, чтобы скрыть свои короткие и кривые ноги... "Маменькины сынки" несут прогресс, поскольку более беззащитны и требуют более утонченной культуры... Обезьяна научилась заниматься онанизмом, это породило у нее саморефлексию. (я точно не помню, поэтому текст немного искажен и упрощен)
Профессор Снэйп писал(а):
Пока общество оставалось традиционным, они оставались частными проблемами отдельных людей. В современном обществе они вылились в социальную проблему. Неужели так трудно понять, что у неё нет и не может быть быстрых решений? Нельзя же целиком и сразу поменять общественный уклад.
Я с этим не спорю. Нет быстрых решений. Но что-то надо делать?! Тем более Вы сами говорите, что раньше это были проблемы отдельных людей.
Профессор Снэйп писал(а):
Прежде чем призывать к запретам, ответьте на простой вопрос: почему люди пьют? Потому ли, что спиртное продаётся в магазинах? Почему тогда они регулярно не режут себя и не поджигают свои дома: столовые ножи и спички тоже продаются в магазинах. И почему они употребляют наркотики, рискуя свободой, собственным здоровьем и жизнью: наркотики ведь в магазинах не продаются!
Я выше отвечал. Вы у них (у себя!) сами спросите! Они Вам толком ни хрена не ответят, либо их ответы будут просто разные. Я же объясняю, что мозг под действием сильного дурмана превращается в вероятностную машину, требующую новую дозу. 1-ые несколько употреблений могут иметь разнообразные причины. И вообще, само явление носит несколько вероятностный характер, поэтому несколько неудобно о причинах говорить.
Причины те же, по которым человеку вообще что-то хочется. Почему ему хочется есть, пить, сексом заниматься, извините за нерусское выражение. Механизм тот же - гуморальное регулирование мозга. Просто он количественно более слабый, потому выражен только в больших интервалах времени, а внутри себя допускает большие вариации в поведении.
Профессор Снэйп писал(а):
Это что-то вроде сферического коня в вакууме, да? Тоже вполне мыслимая сущность
А тут даже тупой эмпирический пример сойдет. Возьмите достаточно развитого человека, еще не употреблявшего сильного дурмана, дайте ему еды, питья, занятия, все в умеренном количестве и ограничьте полностью ему доступ к дурману. Вполне мыслимая сущность! И будет нормальный человек, будет разговаривать, думать, жизни радоваться, работать. Не так ли?