2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение15.05.2009, 21:57 
Аватара пользователя


22/05/06

358
Волгоград
Adventor в сообщении #212436 писал(а):
Здравствуйте! Задался таким вопросом: рассматривается движение транспортного средства по поверхности, пусть для определенности сведем задачу к практической, и рассмотрим движение автомобиля. Предлагаю ограничиться довольно упругой, слабодеформируемой поверхностью. Требуется определить, как зависит сцепление транспортного средства с поверхностью от площади пятна контакта. Как подойти к этому вопросу с точки зрения теории? Какую литературу можете посоветовать?


Прежде чем задаваться таким вопросом хорошенько подумайте – а оно Вам надо? Я, например, как специалист по этому вопросу, настоятельно рекомендую Вам без особой надобности держаться от этого вопроса подальше. Например, из-за того, что в моей диссертации этот вопрос занимал половину всей работы, пришлось защищаться дважды, хотя в то время (1991 год) уже 6 лет как было вроде бы разрешено публиковать работы по теории качения колеса в открытой печати, т.е. де факто разрешалась дискуссия по этому вопросу. Так что, если Вам это не очень надо, то можете со спокойной совестью считать, что сцепление шины с несминаемым основанием никак не зависит от площади контакта.

Вот только это никак не относится к вопросу коэффициента полезного действия шины, т.к. в пятне контакта происходят очень сложные процессы. Да, в некоторой части пятна контакта действительно будет трение покоя, которое немного превышает трение скольжения, но основная часть шины в пятне контакта будет работать как сложный планетарный редуктор, где будет трение скольжения за счет упругой пробуксовки шины. Это обусловлено окружным сжатием шины и частично боковым, которое заставляет постоянно проскальзывать большую часть пятна контакта шины относительно опорного основания. Естественно, быстрее всего, никакой не только хорошей литературы по этому вопросу, но и более менее подходящей, Вы не найдете, по этому, не заморачивайтесь с этим вопросом. Кроме этого, как я понял, пока Вы по этому вопросу полный профан, а чтобы разобраться в нем одного желания мало и, быстрее всего, Вы просто потратите свое время зря.


С наилучшими пожеланиями Сергей Юдин.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение15.05.2009, 23:50 


10/05/09
78
ser в сообщении #214343 писал(а):
Так что, если Вам это не очень надо, то можете со спокойной совестью считать, что сцепление шины с несминаемым основанием никак не зависит от площади контакта.


Благодарю за пояснения. Вопрос для меня не так важен, скорее просто интересно. Ну и раз с точки зрения теория к нему не подобраться, сложность выше всяких границ, то позвольте просто подискутировать.

Ну давайте представим себе автомобиль на очень узких шинах, как у велосипеда, и такой же автомобиль на широких, мягких шинах. Значительная разница в пятнах контакта очевидна. Поверхность - идеально ровный асфальт. Значит с неопроверживой уверенностью можно сказать, что они при разгоне выйдут на сцепление при одинаковом вращающем моменте колеса, или уйдут на снос в повороте на одной и той же скорости? Или процесс качения вносит серьезные изменения в сцепление, в отличии от случая если заблокировать колеса и тащить автомобили? Можно избавиться от сложностей, которые возникают при качении, натянув наши шины на валики, вместо ободов, и получив что-то вроде гусениц. Тогда значительно увеличится площадь пятна контакта, и останутся только деформации на концах пятна контакта, а эти деформации будут ничтожны, все сведется к силе трения покоя. В этом случае можно определенно сказать, что два автомобиля с такими резиновыми гусеницами, у одного - узкое, у другого широкое, обладают равными сцеплениями?

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение16.05.2009, 15:33 


23/01/07
3497
Новосибирск
Припоминаю, что примерно в 70-х годах в одном из научно-популярных журналов была заметка про новаторскую идею одной из западно-германских фирм выполнить ступицы колеса гибкими - таким образом, чтобы под нагрузкой колесо приобретало форму овала. При этом утверждалось, что такое решение обеспечит значительное увеличение сцепления покрышек с асфальтом, что в свою очередь позволит привести эксплуатацию автомобилей к скоростям, приближающимся к 200 (а может, и к 300 :?: ) км/час.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение16.05.2009, 22:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
А может нам погуглить, состоятельные кроты?
http://www.koleso.kharkov.ua/articles/4/

Просто в качестве иллюстрации "необъятности" рассматриваемого вопроса...

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение11.09.2009, 11:38 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
ser в сообщении #214343 писал(а):
то можете со спокойной совестью считать, что сцепление шины с несминаемым основанием никак не зависит от площади контакта.

С наилучшими пожеланиями Сергей Юдин.


Для некоторых материалов (а может и для всех) трение скольжения зависит от давления (давления в смысле сила/площадь). У фторопласта кажется раза в два уменьшается при увеличении давления .
Для подшипника площадь опоры должна быть минимальной, для какого нибудь фрикционного тормоза максимальной.

Узкие шины оказывают большее давление и значит имеют меньшее
трение (сцепление).

Может приходилось подскальзываться на твердом полу. Когда не сильно сношенный каблук встает на ребро, площадь контакта мала, коэффициент трения (а значит и сила трения) уменьшается и вы поехали. В этом случае просто опасно считать, что сила трения не зависит от площади контакта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение12.09.2009, 12:23 


11/09/09
7
Для автомобильного колеса,все очень просто-чем больше пятно контакта,тем сцепление с дорогой лучше.Увеличевается расход топлива.Шина надутая ,с разным давлением покажет эти результаты,при условии эксплуатации на одном и том-же автомобиле.Журнал "За рулем" проводил замеры по этой теме,правда без теоритических выкладок.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение16.09.2009, 04:08 
Заблокирован


22/06/08

642
Монреаль
что дано автору задачи.
Давайте начнем с этого.
Что ему нужно получить.
Если ему нужны носоковырятельные рассуждения, то пусть почитает
про шину.Что это такое и как их проектируют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение17.09.2009, 10:32 


26/10/08
38
Цитата:
Для некоторых материалов (а может и для всех) трение скольжения зависит от давления (давления в смысле сила/площадь). У фторопласта кажется раза в два уменьшается при увеличении давления .


а "школьный" з-н трения Амонтона-Кулона говорит обратное - с ростом нормального к поверхности давления сила трения пропорционально растет :) Т.е. зависимости силы трения от площади контакта нет (не нужно подменять понятия и переходить к нормальным напряжениям упоминая площадь, ведь касательные напряжения на контакте собираются с той же самой площади).
само собой, это первое приближение, которое может достаточно плохо подходить при каких-нибудь экзотических условиях типа очень больших нормальных давлений и т.п. Вопрос требуемой точности всегда актуален.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение17.09.2009, 10:47 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
dva в сообщении #244017 писал(а):
а "школьный" з-н трения Амонтона-Кулона говорит обратное - с ростом нормального к поверхности давления сила трения пропорционально растет

Он говорит, строго говоря, неправду -- и даже в школе принято сообщать, кто коэффициент трения постоянен лишь в первом приближении, а вообще-то заметно убывает. Поэтому сцепление и растёт по мере увеличения площади. (Да, и кстати: тот закон упоминает не давление.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение17.09.2009, 11:16 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
dva в сообщении #244017 писал(а):
Цитата:
Для некоторых материалов (а может и для всех) трение скольжения зависит от давления (давления в смысле сила/площадь). У фторопласта кажется раза в два уменьшается при увеличении давления .


а "школьный" з-н трения Амонтона-Кулона говорит обратное - с ростом нормального к поверхности давления сила трения пропорционально растет :) Т.е. зависимости силы трения от площади контакта нет (не нужно подменять понятия и переходить к нормальным напряжениям упоминая площадь,...


Вы путайте "силу нормального давления" (неудачный термин) и давление в смысле сила/площадь.

При уменьшении площади контакта первая величина не меняется , а вторая растет , и с ее ростом уменьшается коэффициент трения (как видно из примера до 10 раз), а значит уменьшается и сила трения.

Для справки
АНТИФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ФТОРОПЛАСТА-4
Нагрузка, кгс/кв.см .....1......3......10......20
Коэффициент трения ..0,4 ...0,1....0,06....0,05

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение17.09.2009, 23:25 


26/10/08
38
Давление - это давление, а сила - это интеграл давления по площади. Или наоборот, сила - это сила, а давление - это интенсивность силы на поверхности. Что такое "сила давления" я не знаю.
Я что то не совсем понимаю. Давайте примерчик посмотрим. Возьмем кубик из фторопласта 1см х 1см х 1см и приложим к нему силу 1,3,10,20 кгс, которая направлена перпендикулярно пов-сти контакта (будем ставить гирьки на кубик). Получается, что сила, параллельная пов-сти контакта, необходимая для сдвига этого кубика, будет при каждой нагрузке соответственно снижаться? Я правильно понимаю? Интуитивно это кажется ерундой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение18.09.2009, 09:59 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
В вашем примере неудачно выбрана переменная, поэтому Вы запутались.
Перечитайте еще раз:
Xey в сообщении #244030 писал(а):

Вы путайте "силу нормального давления" (неудачный термин) и давление в смысле сила/площадь.

При уменьшении площади контакта первая величина не меняется , а вторая растет , и с ее ростом уменьшается коэффициент трения (как видно из примера до 10 раз), а значит уменьшается и сила трения.



А "сила нормального давления" это общепринятый термин.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение19.09.2009, 16:43 


26/10/08
38
Цитата:
В вашем примере неудачно выбрана переменная, поэтому Вы запутались

я не путался, это раз, а второе какая переменная? напоминаю, что по определению коэффициент трения это некоторое число связывающее силу нормальную к поверхности контакта с касательной силой на этой же поверхности, если она имеется.


Цитата:
А "сила нормального давления" это общепринятый термин


Покажите хоть в одном из классических букварей по механике деформируемых тел, или, что ближе, из книг по механике разрушения.
Похоже это вы запутались, наверняка из-за разной терминологии.
Давление - это сила, отнесенная к площади пов-сти, отсюда фраза "сила давления" - каламбур.

Мне было бы интересней если бы Вы пояснили свое видение моего вопроса про фторопластовый кубик :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение19.09.2009, 17:13 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
dva в сообщении #244766 писал(а):
Покажите хоть в одном из классических букварей по механике деформируемых тел, или, что ближе, из книг по механике разрушения.

Яндекс даёт четыре миллиона страниц, причём в закавыченном режиме.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шины. Зависимость сцепления от площади пятна контакта.
Сообщение19.09.2009, 23:56 


26/10/08
38
Цитата:
Яндекс даёт четыре миллиона страниц, причём в закавыченном режиме.

я ни разу такой терминологии не встречал, ну хорошо, я не против, будем считать яндекс классикой и на него ссылаться.
но основной разговор о другом

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 51 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group