2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение20.05.2025, 14:27 
Аватара пользователя
drzewo в сообщении #1686576 писал(а):
Думаю, что важно то насколько сильные и богатые эмоции вы переживаете ,когда читаете текст.

Моей основной эмоцией при чтении Достоевского было удивление: что за странные люди? Явно они "не нашего круга", в нашем кругу не принято предаваться таким бесплодным рассусоливаниям. Так и хочется процитировать слова из мультика: "настроение у тебя истерическое, скушай, деточка, яйцо диетическое". :roll: Но про диагноз ничего не скажу.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение20.05.2025, 17:09 
Аватара пользователя
Опишу мою единственную попытку почитать Достоевского. Осьмнадцати лет отроду я прочел "Сон смешного человека". Если память не подводит, герой там многословно рассуждает на тему: ежели он твердо решил умереть, то почему он что-то почувствовал по поводу встречи с девочкой на улице? Почему ему совестно, что он на нее накричал? В этом месте я испытал очень сильную эмоцию, а именно недоумение, смешанное с досадой. Потому что и мне, тонконогому юнцу, было понятно из личного опыта: пока человек жив, он будет что-то чувствовать, и чувства часто не в ладах с разумом. Сколько раз я уже к тому возрасту произносил: "умом понимаю, но...". И чем дольше автор мусолил поиски ответа на свой элементарный, на мой взгляд, вопрос, тем страннее мне становилось, что его считают мыслителем.

Возможно, я по молодости лет не осознал, какую такую глубокую проблему автор на самом деле там поставил. Перечитать во взрослом возрасте не пытался.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение20.05.2025, 17:48 
Да, Достоевского так не почитаешь с настроением вроде "А что бы мне такого почитать?". Тут нужно усилие определенное. Такая глубина самокопания меня лично пугает, я ее избегаю. Затем часто и читаешь что-нибудь, чтобы отвлечься.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение20.05.2025, 18:15 
Аватара пользователя
Глубина копания в голове меня никогда не пугала. Когда-то я пытался читать и "Введение в психоанализ" Фрейда, и "Критику чистого разума" Канта. Однако если те, на мой тогдашний взгляд, поднимали интересные и глубокие вопросы, давая на них нелепые и необоснованные ответы, то Достоевский поднял пустой, ерундовый и высосанный из пальца вопрос, да так и не нашел на него никакого ответа. Чего мой юный пылкий ум не смог ему простить.

(Фрейд и Кант)

"Введение в психоанализ" - это цикл лекций. В первых лекциях я был приятно удивлен тем, как трезв и осторожен был классик в интерпретации своих наблюдений. Бросил после того, как он без всякой связи с идеями, изложенными на предыдущих примерно 150 страницах, вдруг стал уверять читателя, что сон о полете на воздушном шаре символизирует эрекцию. Ей-богу, как будто два разных человека писали.

"Критику чистого разума" Канта я бросил на таком моменте. Кант сделал верное наблюдение, что мы не можем представить или воспринять образ предмета, находящегося вне пространства. Размещать предметы в пространстве - это наш способ восприятия, а восприятие не объективно (в лучшем случае интерсубъективно). По-моему, из этого можно сделать только такой вывод: наш сенсорный опыт ничего не говорит об объективном существовании пространства. Однако Кант каким-то образом заключил, что пространства объективно не существует, что эта наша интерсубъективная иллюзия. После такого грубого натягивания совы на глобус я разочаровался в великом философе и дальше читать не стал.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение20.05.2025, 19:53 
 i  Выделено «Обсуждение "Критики чистого разума" Канта»

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 11:52 
Сейчас читаю "Братьев Карамазовых". Следующий диалог в келье у старца Зосимы вызвал у меня вопросы:

(Оффтоп)

- О любопытнейшей их статье толкуем, произнес иеромонах Иосиф, библиотекарь, обращаясь к старцу и указывая на Ивана Федоровича. Нового много выводят, да, кажется, идея-то о двух концах. По поводу вопроса о церковно-общественном суде и обширности его права ответили журнальною статьею одному духовному лицу, написавшему о вопросе сем целую книгу

- К сожалению, вашей статьи не читал, но о ней слышал, ответил старец, пристально и зорко вглядываясь в Ивана Федоровича.

- Они стоят на любопытнейшей точке, продолжал отец библиотекарь, по-видимому, совершенно отвергают в вопросе о церковно-общественном суде разделение церкви от государства.

- Это любопытно, но в каком же смысле? спросил старец Ивана Федоровича.
Тот наконец ему ответил, но не свысока-учтиво, как боялся еще накануне Алеша, а скромно и сдержанно, с видимою предупредительностью и, по-видимому, без малейшей задней мысли.

- Я иду из положения, что это смешение элементов, то есть сущностей церкви и государства, отдельно взятых, будет, конечно, вечным, несмотря на то, что оно невозможно и что его никогда нельзя будет привести не только в нормальное, но и в сколько-нибудь согласимое состояние, потому что ложь лежит в самом основании дела. Компромисс между государством и церковью в таких вопросах, как например о суде, по-моему, в совершенной и чистой сущности своей невозможен. Духовное лицо, которому я возражал, утверждает, что церковь занимает точное и определенное место в государстве. Я же возразил ему, что, напротив, церковь должна заключать сама в себе все государство, а не занимать в нем лишь некоторый угол, и что если теперь это почему-нибудь невозможно, то в сущности вещей несомненно должно быть поставлено прямою и главнейшею целью всего дальнейшего развития христианского общества.

- Совершенно справедливо! твердо и нервно проговорил отец Паисий, молчаливый и ученый иеромонах.

- Чистейшее ультрамонтанство! вскричал Миусов, в нетерпении переложив ногу на ногу.

- Э, да у нас и гор-то нету! воскликнул отец Иосиф и, обращаясь к старцу, продолжал: Они отвечают, между прочим, на следующие основные и существенные положения своего противника, духовного лица, заметьте себе. Первое: что ни один общественный союз не может и не должен присваивать себе власть распоряжаться гражданскими и политическими правами своих членов. Второе: что уголовная и судно-гражданская власть не должна принадлежать церкви и несовместима с природой ее и как божественного установления, и как союза людей для религиозных целей и наконец, в-третьих: что церковь есть царство не от мира сего.

- Недостойнейшая игра слов для духовного лица! - не вытерпел и прервал опять отец Паисий. Я читал эту книгу, на которую вы возражали, обратился он к Ивану Федоровичу, и удивлен был словами духовного лица, что церковь есть царство не от мира сего. Если не от мира сего, то, стало быть, и не может быть на земле ее вовсе. В святом Евангелии слова не от мира сего не в том смысле употреблены. Играть такими словами невозможно. Господь наш Иисус Христос именно приходил установить церковь на земле. Царство небесное, разумеется, не от мира сего, а в небе, но в него входят не иначе как чрез церковь, которая основана и установлена на земле. А потому светские каламбуры в этом смысле невозможны и недостойны. Церковь же есть воистину царство и определена царствовать и в конце своем должна явиться как царство на всей земле несомненно на что имеем обетование.

Он вдруг умолк, как бы сдержав себя. Иван Федорович, почтительно и внимательно его выслушав, с чрезвычайным спокойствием, но по-прежнему охотно и простодушно продолжал, обращаясь к старцу:

- Вся мысль моей статьи в том, что в древние времена, первых трех веков христианства, христианство на земле являлось лишь церковью и было лишь церковь. Когда же римское языческое государство возжелало стать христианским, то непременно случилось так, что, став христианским, оно лишь включило в себя церковь, но само продолжало оставаться государством языческим по-прежнему, в чрезвычайно многих своих отправлениях. В сущности так несомненно и должно было произойти. Но в Риме, как в государстве, слишком многое осталось от цивилизации и мудрости языческой, как например самые даже цели и основы государства. Христова же церковь, вступив в государство, без сомнения не могла уступить ничего из своих основ, от того камня, на котором стояла она, и могла лишь преследовать не иначе как свои цели, раз твердо поставленные и указанные ей самим Господом, между прочим: обратить весь мир, а стало быть, и все древнее языческое государство в церковь. Таким образом (то есть в целях будущего), не церковь должна искать себе определенного места в государстве, как всякий общественный союз или как союз
людей для религиозных целей (как выражается о церкви автор, которому возражаю), а, напротив, всякое земное государство должно бы впоследствии обратиться в церковь вполне и стать не чем иным, как лишь церковью, и уже отклонив всякие несходные с церковными свои цели. Все же это ничем не унизит его, не отнимет ни чести, ни славы его как великого государства, ни славы властителей его, а лишь поставит его с ложной, еще языческой и ошибочной дороги на правильную и истинную дорогу, единственно ведущую к вечным целям. Вот почему автор книги об Основах церковно-общественного суда судил бы правильно, если бы, изыскивая и предлагая эти основы, смотрел бы на них как на временный, необходимый еще в наше грешное и незавершившееся время компромисс, но не более. Но чуть лишь сочинитель этих основ осмеливается объявлять, что основы, которые предлагает он теперь и часть которых перечислил сейчас отец Иосиф, суть основы незыблемые, стихийные и вековечные, то уже прямо идет против церкви и святого, вековечного и незыблемого предназначения ее. Вот вся моя статья, полный ее конспект.

То есть в двух словах, упирая на каждое слово, проговорил опять отец Паисий, по иным теориям, слишком выяснившимся в наш девятнадцатый век, церковь должна перерождаться в государство, так как бы из низшего в высший вид, чтобы затем в нем исчезнуть, уступив науке, духу времени и цивилизации. Если же не хочет того и сопротивляется, то отводится ей в государстве за то как бы некоторый лишь угол, да и то под надзором, и это повсеместно в наше время в современных европейских землях. По русскому же пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем иным более. Сие и буди, буди!

- Ну-с, признаюсь, вы меня теперь несколько ободрили, усмехнулся Миусов, переложив опять ногу на ногу. Сколько я понимаю, это, стало быть, осуществление какого-то идеала, бесконечно далекого, во втором пришествии. Это как угодно. Прекрасная утопическая мечта об исчезновении войн, дипломатов, банков и проч. Что-то даже похожее на социализм. А то я думал, что все это серьезно и что церковь теперь, например, будет судить уголовщину и приговаривать розги и каторгу, а пожалуй, так и смертную казнь.
- Да если б и теперь был один лишь церковно-общественный суд, то и теперь бы церковь не посылала на каторгу или на смертную казнь. Преступление и взгляд на него должны бы были несомненно тогда измениться, конечно мало-помалу, не вдруг и не сейчас, но, однако, довольно скоро спокойно и не смигнув глазом произнес Иван Федорович.

- Вы серьезно? пристально глянул на него Миусов.
Если бы все стало церковью, то церковь отлучала бы от себя преступного и непослушного, а не рубила бы тогда голов, продолжал Иван Федорович. Я вас спрашиваю, куда бы пошел отлученный? Ведь тогда он должен был бы не только от людей, как теперь, но и от Христа уйти. Ведь он своим преступлением восстал бы не только на людей, но и на церковь Христову. Это и теперь, конечно, так в строгом смысле, но все-таки не объявлено, и совесть нынешнего преступника весьма и весьма часто вступает с собою в сделки: Украл, дескать, но не на церковь иду, Христу не враг вот что говорит себе нынешний преступник сплошь да рядом, ну а тогда, когда церковь станет на место государства, тогда трудно было бы ему это сказать, разве с отрицанием всей церкви на всей земле: Все, дескать, ошибаются, все уклонились, все ложная церковь, я один, убийца и вор, справедливая христианская церковь. Это ведь очень трудно себе сказать, требует условий огромных, обстоятельств, не часто бывающих. Теперь, с другой стороны, возьмите взгляд самой церкви на преступление: разве не должен он измениться против теперешнего,
почти языческого, и из механического отсечения зараженного члена, как делается ныне для охранения общества, преобразиться, и уже вполне и не ложно, в идею о возрождении вновь
человека, о воскресении его и спасении его

- То есть что же это такое? Я опять перестаю понимать, перебил Миусов, опять какая-то мечта. Что-то бесформенное, да и понять нельзя. Как это отлучение, что за отлучение? Я подозреваю, вы просто потешаетесь, Иван Федорович.

- Да ведь по-настоящему то же самое и теперь, заговорил вдруг старец, и все разом к нему обратились, ведь если бы теперь не было Христовой церкви, то не было бы преступнику никакого и удержу в злодействе и даже кары за него потом, то есть кары настоящей, не механической, как они сказали сейчас, и которая лишь раздражает в большинстве случаев сердце, а настоящей кары, единственной действительной, единственной устрашающей и умиротворяющей, заключающейся в сознании собственной совести.

- Как же так, позвольте узнать? с живейшим любопытством спросил Миусов.

- Это вот как, начал старец. Все эти ссылки в работы, а прежде с битьем, никого не исправляют, а главное, почти никакого преступника и не устрашают, и число преступлений не только не уменьшается, а чем далее, тем более нарастает. Ведь вы с этим должны же согласиться. И выходит, что общество, таким образом, совсем не охранено, ибо хоть и отсекается вредный член механически и ссылается далеко, с глаз долой, но на его место тотчас же появляется другой преступник, а может, и два другие. Если что и охраняет общество даже в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно лишь закон Христов, сказывающийся в сознании собственной совести. Только сознав свою вину как сын Христова общества, то есть церкви, он сознает и вину свою пред самим обществом, то есть пред церковью. Таким образом, пред одною только церковью современный преступник и способен сознать вину свою, а не то что пред государством. Вот если бы суд принадлежал обществу как церкви, тогда бы оно знало, кого воротить из отлучения и опять приобщить к себе. Теперь же
церковь, не имея никакого деятельного суда, а имея лишь возможность одного нравственного осуждения, от деятельной кары преступника и сама удаляется. Не отлучает она его от себя, а лишь не оставляет его отеческим назиданием. Мало того, даже старается сохранить с преступником все христианское церковное общение: допускает его к церковным службам, к святым дарам, дает ему подаяние и обращается с ним более как с плененным, чем как с виновным. И что было бы с преступником, о Господи! если б и христианское общество, то есть церковь, отвергло его подобно тому, как отвергает и отсекает его гражданский закон? Что было бы, если б и церковь карала его своим отлучением тотчас же и каждый раз вослед кары государственного закона? Да выше не могло бы и быть отчаяния, по крайней мере для преступника русского, ибо русские преступники еще веруют. А впрочем, кто знает: может быть, случилось бы тогда страшное дело произошла бы, может быть, потеря веры в отчаянном сердце преступника, и тогда что? Но церковь, как мать нежная и любящая, от деятельной кары сама устраняется, так как и без ее кары слишком больно наказан виновный государственным судом, и надо же его хоть кому-нибудь пожалеть. Главное же потому устраняется, что суд церкви есть суд единственно вмещающий в себе истину и ни с каким
иным судом вследствие сего существенно и нравственно сочетаться даже и в компромисс временный не может. Тут нельзя уже в сделки вступать. Иностранный преступник, говорят, редко раскаивается, ибо самые даже современные учения утверждают его в мысли, что преступление его не есть преступление, а лишь восстание против несправедливо угнетающей силы. Общество отсекает его от себя вполне механически торжествующею над ним силой и сопровождает отлучение это ненавистью (так по крайней мере они сами о себе, в Европе, повествуют), ненавистью и полнейшим к дальнейшей судьбе его, как брата своего, равнодушием и забвением. Таким образом, все происходит без малейшего сожаления церковного, ибо во многих случаях там церквей уже и нет вовсе, а остались лишь церковники и великолепные здания церквей, сами же церкви давно уже стремятся там к переходу из низшего вида, как церковь, в высший вид, как государство, чтобы в нем совершенно исчезнуть. Так, кажется, по крайней мере в лютеранских землях. В Риме же так уж тысячу лет вместо церкви провозглашено государство. А потому сам преступник членом церкви уж и не сознает себя и, отлученный, пребывает в отчаянии. Если же возвращается в общество, то нередко с такою ненавистью, что самое общество как бы уже само отлучает от себя. Чем это кончится, можете сами рассудить. Во многих случаях, казалось бы, и у нас то же; но в том и дело, что, кроме установленных судов, есть у нас, сверх того, еще и церковь, которая никогда не теряет общения с преступником, как с милым и все еще дорогим сыном своим, а сверх того, есть и сохраняется, хотя бы даже только мысленно, и суд церкви, теперь хотя и не деятельный, но все же живущий для будущего, хотя бы в мечте, да и преступником самим несомненно, инстинктом души его, признаваемый. Справедливо и то, что было здесь сейчас сказано, что если бы действительно наступил суд церкви, и во всей своей силе, то есть если бы все общество обратилось лишь в церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но, может быть, и вправду самые преступления уменьшились бы в невероятную долю. Да и церковь, сомнения нет, понимала бы будущего преступника и будущее преступление во многих случаях совсем иначе, чем ныне, и сумела бы возвратить отлученного, предупредить замышляющего и возродить падшего. Правда, усмехнулся старец, теперь общество христианское пока еще само не готово и стоит лишь на семи праведниках; но так как они не оскудевают, то и пребывает все же незыблемо, в ожидании своего полного преображения из общества как союза почти еще языческого во единую вселенскую и владычествующую церковь. Сие и буди, буди, хотя бы и в конце веков, ибо лишь сему предназначено совершиться! И нечего смущать себя временами и сроками, ибо тайна времен и сроков в мудрости Божией, в предвидении его и в любви его. И что по расчету человеческому может быть еще и весьма отдаленно, то по предопределению Божьему, может быть, уже стоит накануне своего появления, при дверях. Сие последнее буди, буди.

- Буди! буди! - благоговейно и сурово подтвердил отец Паисий.

- Странно, в высшей степени странно! - произнес Миусов, и не то что с горячностью, а как бы с затаенным каким-то негодованием.

- Что же кажется вам столь странным? - осторожно осведомился отец Иосиф.

- Да что же это в самом деле такое? - воскликнул Миусов, как бы вдруг прорвавшись, устраняется на земле государство, а церковь возводится на степень государства! Это не то что ультрамонтанство, это архиультрамонтанство! Это папе Григорию Седьмому не мерещилось!

- Совершенно обратно изволите понимать! - строго проговорил отец Паисий, - не церковь обращается в государство, поймите это. То Рим и его мечта. То третье диаволово искушение! А, напротив, государство обращается в церковь, восходит до церкви и становится церковью на всей земле, что совершенно уже противоположно и ультрамонтанству, и Риму, и вашему толкованию, и есть лишь великое предназначение православия на земле. От Востока звезда сия воссияет.

Не является ли подобное "обращение государства в Церковь" слишком утопичным и тоталитарным? Нет ли здесь близости к Оруэллу? Коммунисты тоже хотели вывести "идеального человека - члена будущего идеального коммунистического общества". Или же все наоборот? А как свобода веры и совести? Ведь Бог дал человеку свободу самому выбирать, обратиться к Богу или нет.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 12:04 
Rasool в сообщении #1689607 писал(а):
Не является ли подобное "обращение государства в Церковь" слишком утопичным и тоталитарным? Нет ли здесь близости к Оруэллу? Или же все наоборот? А как свобода веры и совести? Ведь Бог дал человеку свободу самому выбирать, обратиться к Богу или нет.

Виноват, а это к кому вопросы? К Достоевскому? К его персонажам? К Победоносцеву? К участникам форума?
Если последнее -- то нельзя ли обосновать актуальность вопроса сперва?

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 12:22 
epros в сообщении #1689613 писал(а):
Мне вот интересно: Каковы могут быть цели того, чтобы копаться в изложенных классиком умонастроениях и общественных дискуссиях позапрошлого века? Желаете разобраться в глубинных причинах краха царизма?

Ну мы же в школе изучаем законы классической механики, хотя Ньютон их открыл несколько столетий тому назад.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 12:27 
да, смешно

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 13:19 
Аватара пользователя
Аналогия с законами Ньютона некорректна. Законы Ньютона действуют, реалии XIX века ушли в прошлое.

Зачем изучать прошлое? Мне всегда было достаточно ответа "интересно". Интересно, в какое посмертие верили в Древнем Египте, каким был быт римлянина эпохи Республики, что почитали за лучшие достоинства человека в средневековой Европе, как выглядели реальные будни пиратов Карибского моря и сколько времени занимал путь из Петербурга в Тобольск для губернатора Сибири князя Гагарина. Ну интересно же. И о чем спорили в России XIX века, тоже интересно. Тем более что Россия намного роднее какой-нибудь Мезоамерики. И XIX век был не так уж давно. Многое из тогдашних общественно-политических дискуссий узнается и сейчас. А что именно узнается - не скажу, а то начнется политический флейм.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 13:25 
Достоевский оказал огромное влияние на российскую и европейскую философскую мысль конца XIX - начала XX века, в частности на такое течение в философии, как экзистенциализм.

-- Пн июн 09, 2025 15:43:12 --

Anton_Peplov в сообщении #1689622 писал(а):
Аналогия с законами Ньютона некорректна. Законы Ньютона действуют, реалии XIX века ушли в прошлое.

Можно ли однозначно сказать, что философия конца XIX - начала XX века сейчас устарела?
И здесь на форуме обсуждается более ранняя философия, например, учение основателя немецкой классической философии Иммануила Канта, хотя оно тоже во многом устарело.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 14:20 
Rasool занимается очевидной демагогией.

Rasool в сообщении #1689607 писал(а):
Не является ли подобное "обращение государства в Церковь" слишком утопичным и тоталитарным? Нет ли здесь близости к Оруэллу? Коммунисты тоже хотели вывести "идеального человека - члена будущего идеального коммунистического общества". Или же все наоборот? А как свобода веры и совести? Ведь Бог дал человеку свободу самому выбирать, обратиться к Богу или нет.

Вот эти вопросы предполагают вовлечение собеседника в дискуссию персонажей Достоевского как в актуальный контекст. Они предполагают, что адресат вопросов займет какую-то оценочную позицию по отношению к тезисам персонажей.

После того, как ему на это указали, идет демагогический прием:
Rasool в сообщении #1689618 писал(а):
Ну мы же в школе изучаем законы классической механики, хотя Ньютон их открыл несколько столетий тому назад.

-- нерелевантная ссылка. На это тоже указали.

Дальше идет следующий демагогический примем --подмена тезиса:
Rasool в сообщении #1689623 писал(а):
Достоевский оказал огромное влияние на российскую и европейскую философскую мысль конца XIX - начала XX века, в частности на такое течение в философии, как экзистенциализм.

Оказывается мы тут занимаемся историей философии, а не тем к чему он приглашал чуть выше.

Далее идет опять демагогический прием:
Rasool в сообщении #1689623 писал(а):
Можно ли однозначно сказать, что философия конца XIX - начала XX века сейчас устарела?
И здесь на форуме обсуждается более ранняя философия, например, учение основателя немецкой классической философии Иммануила Канта, хотя оно тоже во многом устарело.

рассчитанный на то, что собеседник прохлопал подмену тезиса совершенную перед этим, и забыл, что он отвечал на другой вопрос.

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение09.06.2025, 20:06 
Простите меня за возможно глупый вопрос: в романе "Идиот" Ганя Иволгин действительно любил Аглаю или в его желании жениться на ней присутствовал только голый расчет?

 
 
 
 Re: Федор Михайлович Достоевский
Сообщение10.06.2025, 18:39 
 i  Выделена тема «Были ли во времена Достоевского предвестники краха монархии»

 
 
 
 Re: Были ли во времена Достоевского предвестники краха монархии
Сообщение14.06.2025, 11:55 
Аватара пользователя
Booker48 в сообщении #1689812 писал(а):
И аналогичные темы он затрагивал не в романах, а в "Дневнике писателя". Стилистика, имхо, несколько архаична, но взгляд на текущую мировую политику небезынтересен.
Тут я на самом деле надолго запнулся, и даже пару ночей почитал как отрывки из Федора Михайловича, так и его биографию. Вообще, спасибо, что напомнили, Дневник у меня в планах на освоение. И должен покаяться: трудно читать, так что же, сам дурак, - учись! :-)
Идеологически, насколько я понимаю, Дневник вполне себе связан с романами, - просто форма изложения и стиль другие. Еще обрывок мысли - понять творчество Достоевского человеку невоцерковленному (каковой в том числе я), одним умом, или, "на зубах", видимо, довольно затруднительно. Базы нет. Это уже конечно оффтоп второго порядка, но и тем не менее, ... мощное у него творчество, и неудобное... "заноза в форме глыбы".

-- 14.06.2025, 11:56 --

drzewo в сообщении #1689803 писал(а):
славянин должен же чем-то отличаться от француза:) иначе жить было бы скучно
Суровый славянин, я слез не проливал :-)

 
 
 [ Сообщений: 30 ]  На страницу Пред.  1, 2


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group