То, как движение получается в среднем в направлении градиента, как раз и было объяснено. А вот где там решение, принимаемое бактерией, я в упор не вижу. Вижу только особенность устройства моторчика, частота переключений которого зависит от нарастания или снижения концентрации.
Зависит от терминологии. Сознания у бактерии, конечно, нет. Но даже в таком простом примере есть несколько уровней абстракции - зависимых контуров управления. На верхнем уровне поведение бактерии детерминировано с сильным шумом: она плывёт туда, где ей лучше, но при этом не строго туда, где лучше, а случайно блуждает. На верхнем уровне по сути нет выбора, но есть свобода в смысле отсутствия жёсткого ограничения блужданий.
Это поведение реализуется на среднем уровне абстракции через простую обратную связь концентрация -> направление. Обратная связь - это вычислитель, который вычисляет требуемое управляющее воздействие, чтобы максимизировать заданную снаружи целевую функцию, то есть минимизировать ошибку. Этот аналоговый вычислитель и решает, в каком направлении бактерии плыть.
На самом нижнем уровне моторчик случайно переключается дискретно в зависимости от уровня управляющего активатора в клетка. Случайность при этом используется для двух целей: линеаризовать дискретный характер мотора для среднего контура управления и измерить реальный градиент "удовольствия" при случайных блужданиях.
Решение есть по крайней мере на среднем уровне абстракции, на котором аналоговый вычислитель выдаёт управляющее воздействие, обеспечивающее достижение цели, задаваемой верхним уровнем.
Это решение в смысле решения задачи, а не в смысле волевого решения. Похожесть и различие этих понятий требует отдельного анализа. Вы совершенно правильно заметили, что в английском языке это разные слова. Тем не менее, у этих понятий есть и много общего.
Вы можете сказать ему: "Вот сейчас Вы двинете указатель мышки по экрану и кликнете на кнопку", - а на деле он ответит: "Да идите Вы на фиг", - встанет и уйдёт. Вот поэтому модель свободной воли и необходима.
Мой пример относился к рефлексам, обеспечивающим подвод указателя мышки в заданную точку. Первоначально человеку, впервые взявшему в руки мышку, это сложно. Человек учится подводить мышку к нужной точке экрана, и дальше начинает использовать новый рефлекс не задумываясь, куда ему двигать рукой для достижения своей цели. "Встать и уйти" - это решение более высокого уровня. Рефлекс, обеспечивающий движение руки в соответствии с заданной свыше целью, подобен решателю бактерии среднего уровня. Нужно двигать руку в сторону, уменьшающую расстояние между указателем мышки на экране и требуемой точкой.