2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение16.11.2024, 21:02 


23/02/23
126
Добрый день,

пусть у нас есть несколько различных моторов с вентиляторами, например, от игрушечных вертолетиков. Пусть у них всех примерно одинакова тяга в ньютонах, но различные диаметры вентиляторов. У какого из них будет самый большой гироскопический момент и какой из них будет иметь самый маленький закручивающий эффект самого вертолетика?

Я рассуждал так, но хотел бы, чтобы Вы меня поправили, если я где-то ошибаюсь.

Пусть есть два вентилятора, большой и маленький, которые отличаются по диаметру в $N$ раз. Чтобы тяга была одинакова, скорость потока через вентиляторы у меленького должна быть в $N^2$ раз выше, так как площади отличаются тоже в $N^2$ раз.

Если принять, что вентиляторы имеют практически оптимальную конфигурацию, то их для $N^2$ раз большей скорости потока должна быть $N$ раз большая скорость винта.

Момент инерции у винта, который в $N$ раз больше будет вычисляться так: масса в $N$ раз, радиус в $N$ раз, интеграл по массе на квадрат радиуса $N^3$ раз. Следовательно, момент инерции примерно в $N^3$ раз меньше. Умножаем на $N$ большей угловой скорости, тогда гироскопический момент у того мотора, что меньше, будет в $N^2$ раз меньше, чем у большого винта.

Скорей всего зависимость будет слегка слабее, чем квадратичная, так как для маленьких винтов пропеллер частично будет экранироваться мотором и эффективность маленького пропеллера скорей всего будет меньше, чем у большого, то есть маленький пропеллер надо будет крутить быстрее для одинаковой тяги.

Скажите, пожалуйста, правильно ли я рассуждаю, и нет ли в моих суждениях ошибок?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение16.11.2024, 21:18 


21/12/16
906
Это просто бессмысленный набор слов, какие тут могут быть ошибки?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение16.11.2024, 21:22 


23/02/23
126
drzewo в сообщении #1661657 писал(а):
Это просто бессмысленный набор слов, какие тут могут быть ошибки?

Я конечно польщен Вашим столь метким высказыванием, но давайте попробуем аргументированно обсуждать.

Раз Вы взялись рецензировать и столь открыто написали, давайте разберем, что вдруг Вам стало не понятно в моих суждениях, что вы это обозвали бессмысленным набором слов?

А если припомнить, мой топик про Навье-Стокса topic158511.html то уважаемый drzewo там был тоже первый отвечающим в такой же манере, а из обсуждения вышла довольно интересная и познавательная ветка, не так ли, товарищ drzewo?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение16.11.2024, 21:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
Как эту тему вижу я: крылатые ракеты нынче не в моде и ТС перебросили на разработку дронов. Ну, помогайте ему, кому совесть позволяет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение16.11.2024, 21:56 


23/02/23
126
Утундрий в сообщении #1661659 писал(а):
Как эту тему вижу я: крылатые ракеты нынче не в моде и ТС перебросили на разработку дронов. Ну, помогайте ему, кому совесть позволяет.

тоже перл, который надо сохранить в аналах истории форума!

Вы бы и на остальные мои темы также реагировали, там про каплю дождя, думаю, можно какой-нибудь новичок притянуть, а на все математические темы - обработку радарных данных по противоракетам.

Уважаемый модератор, примите, пожалуйста, меры, чтобы на форуме были содержательные посты!

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение16.11.2024, 23:28 
Админ форума


02/02/19
2625
 !  Формально правил никто не нарушил, так что обойдемся без взысканий.
Попробуем на уровне диалога.

Уважаемый drzewo, было бы хорошо, если бы Вы указали на первую фразу в стартовом посте, которую считаете ошибочной или лишенной смысла, и аргументированно ее раскритиковали. Это просьба, а не требование.

Уважаемый Утундрий. Любой вопрос гидро- или газодинамики можно, в принципе, подверстать под военное применение. Однако я не считаю это поводом, чтобы ограничивать на форуме обсуждение целых обширных областей физики и техники. Если возникнут обоснованные опасения, что речь идет именно о производстве оружия, тема будет удалена.

Уважаемый zgemm. Пожалуйста, не принимайте близко к сердцу эмоциональные высказывания. Надеюсь, что Вы все-таки дождетесь содержательных комментариев в этой теме.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 02:37 


21/12/16
906
Ende в сообщении #1661662 писал(а):
бы хорошо, если бы Вы указали на первую фразу в стартовом посте, которую считаете ошибочной или лишенной смысла

употребление термина <<гироскопический момент>> в данном контексте, например:
zgemm в сообщении #1661654 писал(а):
У какого из них будет самый большой гироскопический момент

Гироскопический момент зависит от угловой скорости прецессии. Где прецессия? И вообще, где здесь гироскоп? Угловая скорость чего мала? Угловая скорость чего велика?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 06:45 
Админ форума


02/02/19
2625
Уважаемый drzewo, спасибо.
Уважаемый zgemm, Ваше слово.
Надеюсь, дальнейший разговор обойдётся без меня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 11:52 
Заслуженный участник


28/12/12
7943
За исключением непонятного для меня словосочетания "гироскопический момент" все представляется корректным.
У подобных пропеллеров с одинаковой тягой момент импульса будет больше у большого.

-- 17.11.2024, 15:53 --

zgemm
Дальше напрашивается либо вопрос, либо утверждение :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 12:25 
Заслуженный участник


20/04/10
1888
DimaM
По-моему, не всё хорошо в рассуждениях. Для равной тяги, частота вращения (и угловая скорость) маленького винта должна быть в $N^2$ больше. Момент инерции у маленького винта будет в $N^2 N^2=N^4$ раз меньше, или даже в $N^3 N^2=N^5$, всё таки винт это не одномерная система; и если он подобен большому винту, то масса уменьшается существеннее, чем в $N$ раз. Получается, что у маленького винта момент импульса относительно оси в $N^3$ или $N^2$ раз меньше. Но, уменьшая массу винта, и, оставляя такую же силу тяги, придётся решать вопрос с прочностью лопастей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 12:36 
Заслуженный участник


28/12/12
7943
lel0lel в сообщении #1661709 писал(а):
Момент инерции у маленького винта будет в $N^2 N^2=N^4$ раз меньше, или даже в $N^3 N^2=N^5$, всё таки винт это не одномерная система; и если он подобен большому винту, то масса уменьшается существеннее, чем в $N$ раз.

Да, тут я упустил. Конечно, масса изменится в $N^3$ раз.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 12:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11345
Hogtown
DimaM в сообщении #1661710 писал(а):
Конечно, масса изменится в $N^3$ раз.
Это неясно: вовсе не очевидно, что толщину лопастей надо увеличивать пропорционально, т.к. в теории упругости пластин сила сопротивления пропорциональна площади и кубу толщины.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 12:56 
Заслуженный участник


28/12/12
7943
Red_Herring в сообщении #1661712 писал(а):
Это неясно: вовсе не очевидно, что толщину лопастей надо увеличивать пропорционально, т.к. в теории упругости пластин сила сопротивления пропорциональна площади и кубу толщины.

Мы пока что рассуждали просто про подобные фигуры. Ваше замечание - следующий шаг.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 16:15 


31/07/14
720
Я понял, но не врубился.
zgemm в сообщении #1661654 писал(а):
какой из них будет иметь самый маленький закручивающий эффект самого вертолетика?

То есть, нужно сравнить силы реакции опоры двигателя в том и другом случае. Тут надо иметь ввиду, что лопасть испытывает лобовое и индуктивное сопротивления. Первое, если верить википедиям, пропорционально, второе - обратно пропорционально квадрату скорости. Можно ли тут чего-то достичь рассуждениями на пальцах - не знаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гироскопический момент при постоянной тяге вентилятора
Сообщение17.11.2024, 17:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5287
ФТИ им. Иоффе СПб
zgemm в сообщении #1661654 писал(а):
Пусть у них всех примерно одинакова тяга в ньютонах, но различные диаметры вентиляторов. У какого из них будет самый большой гироскопический момент и какой из них будет иметь самый маленький закручивающий эффект самого вертолетика?
Если посмотреть на винт какого-нибудь квадрокоптера, то можно с изумлением обнаружить, что он болтается во все стороны. Это неспроста. Если винт жестко приделать к оси вращения, то птица не полетит, в том числе, из-за гироскопических сил, возникающих при изменении направления движения, и т.п. Прочитать про все это и то, как с этим борются, можно в старой книжке У. Джонсона (W.Johnson) Теория вертолетов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group