Но ведь олимпиадные задачи заставляют подумать, "пошевелить мозгами". И в этом их несомненная польза.
Видите ли, весь вопрос КАК пошевелить мозгами. Можно пошевелить мозгами, ОБОСНОВАТЬ некоторый трюк и решить задачу намного более изящно, чем "в лоб". А можно исходя из "я так вижу", на основе голословных утверждений, декларируемых как некий мифический "физический смысл". Увы, обоснование в олимпиадных задачах обычно не подразумевается (обосновать обычно можно, но вряд ли олимпиадник это сумеет, да никто с него этого не требует). Вот возьмем ту же простенькую задачу про заряд над проводящей плоскость. Конечно, можно посчитать силу как силу притяжения к зеркальному заряду. Но это надо ОБОСНОВАТЬ. И это обоснование требует нескольких логических шагов. Именно нескольких, того, что посередине двух зарядов имеется эквипотенциальная плоскость, совершенно недостаточно.
Увы, даже в научной физической литературе (я про приличные когда-то журналы типа физрева) в последние десятилетия возобладал какой-то совершенно антинаучный стиль. Этот стиль заключается в том, что рассказываются некие "сказки", мол, то-то и то-то будет так-то и так-то. При этом ни слова не говорится про то, откуда все эти утверждения следуют. В лучшем случае что-то вроде "из расчетов следует". Из каких расчетов? Какие уравнения решались, в каких приближениях, какими методами? Нет этого. И картинки, картинки, картинки... Причем картинки явно рассчитанные на безграмотных придурков, красивые, цветные. Прям комиксы какие-то :( И с какой такой радости надо во все это верить... Не наука это, в принципе не наука, по самой своей идеологии не наука. Исключения из этого бывают, но редко. В общем и целом, на мой взгляд, наука умерла. В принципе, ничего удивительного, все когда-то умирает.