В школах было введено много совершенно ненужных предметов.
Например теория вероятности?
Нам ее вообще в универе преподавали, да и то на 3 курсе после высшей математики.
Зачем это в школах 8 класса?
Далее темы из предмета дискретная математика, которую и в вузах то не преподают (если ты не IT).
Зачем это школьникам?
Сначала я хотел написать здесь, что очень горячо поддерживаю введение основ теории вероятностей и дискретной математики в школьный курс, и столь же горячо не поддерживаю возвращение черчения в школу.
Теория вероятностей - это интересно и круто. Черчение, особенно на бумаге, без компьютера - не круто. Вот и всё.
Но потом я немного подумал и понял, что, может, теория вероятностей кому-то столь же ненавистна, как было ненавистно черчение мне. Особенно если теорию вероятностей рассказывает учитель, который сам к ней относится как к чему-то "ненужному" и спущенному сверху какими-то умниками.
Насилие в школе - вот что не круто. Насилием вы не заставите никого знать ни черчение, ни теорию вероятностей, ни астрономию, ни литературу. Насилием можно добиться только отвращения и имитации понимания.
Разговоры о том, что если не хочешь учить предмет, ну так и соглашайся на тройку - это только разговоры. За тройки ученика будут пилить - может классный руководитель, может родители, а может быть (и это бывает очень часто) он сам.
И я понимаю, что в идею ненасильственного образования мало кто верит. На первый взгляд она кажется совершенно безумной - и казалась таковой мне самому несколько лет назад. Однако же, она есть и она работает. Гуглите "свободное обучение", "гуманистическая педагогика", "неформальное образование".
Всё, что я когда-либо учил через силу - забылось без остатка. Большую часть того, что я знаю, я изучил без какого-либо принуждения. Подозреваю, что так вообще почти у всех.
И никакую "личинку инженера" школьный курс черчения из учеников не сделает. Точно так же, как школьный курс математики не делает "личинку математика". Из человека вообще нельзя никого сделать - человек может только сам поставить перед собой цели и их достичь. Для этого надо, чтобы вокруг него были увлечённые люди, с которых хочется брать пример. А какие там будут в школе предметы - вообще не главный вопрос.
В идеале, вместо навязывания учителям новых предметов (любых) стоило бы эти новые предметы и новые учебники по ним учителям предлагать и рекламировать. И чтобы учителя сами решали, какой у них будет арсенал инструментов. И - знаю по себе - когда учитель может рассказать ученикам намного больше, чем влезет в любую программу - на следующем шаге уже он советуется с учениками, чему они хотели бы научиться.
Понятно, что любой ученик, желающий подготовиться к ЕГЭ, должен иметь в школе такую возможность. Но она не должна быть ни единственной, ни обязательной для всех. В конце концов, нет закона, обязывающего учеников сдавать ЕГЭ по окончании школы даже по обязательным предметам.
Понятно также, что сказанное представляет собой вектор, прямо противоположный тому, куда двигается образование в России сейчас - а движется оно в сторону армейской дисциплины и унификации.