Мне кажется, что дело здесь в том, что аксиомы Пеано - кастрированная версия здравого смысла (на каком уровне -- на уровне аксиом или на уровне всей логики первого порядка -- не знаю, собственно основной вопрос отчасти об этом), а натуральные числа здесь не при чем.
Не бывает "здравого смысла". Весь дальнейший текст об этом.
Любому человеку абсолютно очевидно, что если в множестве
элементов больше, чем в множестве
, то и подмножеств в
больше, чем в
.
Также любому человеку абсолютно очевидно, что если подмножество вещественных чисел таково, что его можно покрыть счётной системой интервалов любых наперёд заданных длин (у каждого интервала своё ограничение по длине), то это подмножество счётно.
И наконец тому же самому любому человеку с ярчайшей абсолютностью очевидно, что (обобщённая) континуум-гипотеза влечёт первое и отрицание второго.
Существует ли свободный ультрафильтр на натуральных числах? Ну конечно вы можете сказать "либо да, либо нет" -- но это не удовлетворительный ответ в том случае, когда этот самый ультрафильтр критически нужен для доказательства чего-нибудь. Вы не можете доказать его существование, предъявив его. Вы не можете доказать его несуществование, перебрав все подмножества и отвергнув их все. Вам нужно что-то другое -- вы привлекаете мощь аксиомы выбора и логики и говорите: "Ну да, он есть". Но в процессе вы опять-таки "очевидную абсолютность" заменили на весьма странный (что скажет здравый смысл?) принцип, так что теперь и не знаешь, верить вашим рассуждениям или нет.
Потому что не бывает здравого смысла, когда речь идёт о множествах, в которых
много элементов.
Где надо что-то дифференцировать, интегрировать, исследовать асимптотики и тому подобное.
Вы думаете, что вы знаете, как себя ведут дифференцируемые функции -- но вы ошибаетесь.
Конечно же, вы знаете про них что-то. Но вот вопрос: можно ли придумать такую сюръекцию
, что в любой вещественной точке
хотя бы одна из функций
была бы дифференцируемой? Это кажется каким-то упражнением на непрерывность, может быть теорему Бэра или теорему о среднем. Однако этот вопрос эквивалентен континуум-гипотезе. Потому что чёрт его пойми, как устроены множества "на самом деле".
Иными словами, мы выйдем за рамки натуральных чисел в действительную (или даже комплексную) область, сделаем там необходимые аналитические и теоретико-вероятностные манипуляции и вернемся обратно к натуральным числам, доказав нужный нам результат.
Или вот ещё. Возьмём натуральные числа и будем их красить в конечное (наперёд заданное) число цветов. Верно ли, что существуют четыре различных числа
одного цвета, что
? Ну конечно же верно, это абсолютно тривиально -- возьмём теорему Рамсея... ну ладно, может быть не абсолютно тривиально, но точно верно.
Ок, давайте поддадим жару, возьмём вещественные числа и будем красить их в счётное число цветов. Верно ли, что существуют четыре различных числа
одного цвета, что
? Внезапно из-за угла выходит континуум-гипотеза.
а натуральные числа здесь не при чем.
Давайте проверим непротиворечивость теории множеств. Возьмём машину Тьюринга (куда уж проще объект -- он вообще конечный), и пусть она выводит всё, что выводится и проверяет, не вывелось ли двух противоречащих друг другу формул. Если остановится, то значит нашли противоречие, а не остановится, да и хорошо.
У этой машины
состояний. А значит число
не может быть получено средствами ZFC. При этом
это какое-то вполне конкретное натуральное число. Просто мы не можем его найти "с помощью математики".
А если в моем наивном представлении о натуральных числах уже заложено, что они вложены в действительные числа. Иными словами, Вы ставите знак равенства между "наивные представления о натуральных числах" = аксиомы Пеано.
Действительные числа "слабее" натуральных. В том смысле, что вам хватит аксиоматики Пеано и каких-то простых понятий о множествах, чтоб построить вещественные числа. Так что не велика добавка.
Я не ставлю знак равенства, я говорю, что человеческая интуиция не справляется с бесконечными объектами.
Если эта презумпция не будет выполняться в некоторой формальной системе, то -- опять же -- вина не презумпции, а формальной системы.
Эта презумпция не выполняется не в какой-то системе (тут же даже строгих определений хорошести нет), она не выполняется по факту. Она интуитивно не выполняется. Если числа я ещё как-то могу понять, то функции над вещественными числами ведут себя столь патологически, что существует куча утверждений вида "существует функция с такими-то свойствами", про которые заранее чёрт пойми вообще что можно сказать.
Не бывает здравого смысла.
Студентам на первом курсе вполне очевидно, что функция, непрерывная в точке, непрерывна в окрестности этой точки. Потому что непрерывность -- это интуитивно "возможность нарисовать линию без отрыва", а вот эти хренэпсилонты -- это от лукавого, чтоб злой преп завалил.
Но это не студенты плохие -- это естественное интуитивное понимание непрерывности. Если у вас его нет, значит вы его переросли -- но не значит, что оно не является "абсолютно очевидным вследствие здравого смысла".
Студенты видят функцию Дирихле и верят, что она разрывна всюду -- это очевидно. Студенты видят
вот такую функцию и верят, что она разрывна всюду -- и это очевидно. Всё потому, что на самом деле ничерта студенты не видят -- график этих функций нельзя нарисовать даже примерно.
А ещё абсолютно истинным выглядит следующее рассуждение. Возьмём
. Поскольку в этой теории выводимо
, то
ложно в любой модели, значит в
есть противоречие. Если в
есть противоречие, то существует формула
, такая, что выводится она и её отрицание. Поскольку вывод -- это конечный набор строк, то его можно предъявить, значит тогда
и вправду противоречива, тогда и
противоречива. Затем мы открываем учебник, в котором написано, что
непротиворечива тогда и только тогда, когда
непротиворечива и окончательно убеждаемся, что либо в учебнике ошибка, либо эти матлогики сами не понимают ничего и работают в противоречивых теориях.
Если что-то в математике кажется вам очевидным, то вы просто слишком долго на это смотрели. Вам наверняка кажется очевидным, что к каждому натуральному числу можно прибавить единицу. Но с чего вы взяли, что это и правда "общефилософски" очевидно?
Вы уверены, что люди понимают математические конструкции не слишком большой сложности одинаково.
Можно полазить по этому форуму и найти достаточно ожесточенные споры по специфическим математическим "парадоксам". Вроде бы логика безупречна -- но некоторые люди не хотят принимать логику, потому что они интуитивно чувствуют, что что-то не так. Вот пример
viewtopic.php?t=13643 и его продолжение
topic13718.htmlПотому что не бывает здравого смысла.
Ещё я окончательно перестал понимать, причём тут логика.
Если вопрос "нафига ZFC" -- так там полезные аксиомы, которые позволяют доказывать полезные теоремы.
Если "нафига PA" -- то это модель, интересная прежде всего сама по себе для целей "foundation math". Тут я могу согласиться, что по-видимому, PA плохо описывает интуитивное понимание натуральных чисел людьми. Но что уж поделать.
Если "нафига логика" -- то логика -- это способ рассуждения и доказательства для перехода от предположений к следствиям.
А вот это
А если в формальная система каждому множеству ставит его "степень определенности" из
.
я не понял совершенно.