2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 17:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Да, кстати, забыл сказать про вопрос из названия темы. Ответ тут, в некотором смысле, простой: эти свойства "взялись" из многовекового опыта работы с числами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 18:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
arseniiv
Ну это уже вынос мозга, мы так помешаем человеку продолжить читать учебник, а не поможем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 18:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464

(Оффтоп)

Цитата:
— Но откуда, однако, могли взяться свойства натуральных чисел в смысле того предрассудка, в котором теперь представляются? Вот вопрос. Ваше мнение?
— Как откуда могли взяться?
— То-есть мы знаем, например, что предрассудок о боге произошел от грома и молнии,— вдруг рванулась опять студентка, — Но откуда произошел предрассудок о натуральных числах? Откуда могли взяться сами числа?
— Я полагаю, что ответ на такой вопрос нескромен.
— Как так? - дернулась вперед студентка.
Но в учительской группе послышалось хихиканье, которому тотчас же отозвались с другого конца.
Фантазия на темы ФМД.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 19:00 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Почитайте популярную книжку Фрейденталя "Математика в науке и вокруг нас"
http://lib1.org/_ads/B89CDBABEE783C25250A7F22630A2C44
особенно главу "До бесконечности". А потом более трудную книгу Лелон -Ферран
http://lib1.org/_ads/63083CF091F67C08732627208003E719
(первую главу, про действительные числа)

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 19:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10685
Crna Gora

(Оффтоп)

george66 в сообщении #1384619 писал(а):
Лелон -Ферран
Какие у французов красивые фамилии! Кстати, это можно по желанию считать одной двойной фамилией либо двумя разными: Жаклин Ферран вышла замуж за Пьера Лелона и стала Лелон-Ферран. А муж наверняка помогал ей в написании книги.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 22:03 


01/03/18
50
Проскуряков "Числа и многочлены" - неплохая книжка на эту тему.
Есть еще Демидов "Основания арифметики" и Ларин - "Числовые системы".
А на английском у Тао все необходимое расписано с самого начала.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 07:18 


24/03/19
19
gris в сообщении #1384501 писал(а):
А ещё обычно курсы начинаются с множеств. Представляете, что бы испытал первокурсник, если ему начать читать теорию множеств во всех подробностях?

Да по-моему примерно то же, что он испытывает, когда ему матанализ во всех подробностях в голову запихивают :mrgreen: Только если раньше в школе все было очевидно, то теперь это уже не очевидно и надо непременно доказать.

gris в сообщении #1384501 писал(а):
Самые хорошие учебники по матанализу из категории "для втузов" :-)

Не посоветуете кстати какие-нибудь?)

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 07:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464
Ну это был совет не для вас. Вы, я так понял, уже прошли этот этап, и даже на более высоком уровне, и хотите обстоятельно изучить предмет. У вас есть навыки работы с учебной литературой. Нет никаких сроков и ограничений. Так возьмите побольше учебников и уделите каждому часов по шесть. Собственно, вам нужны учебники не по матанализу, а по основаниям. И даже не учебники. Решайте побольше задач. Есть, правда, мнение, что человек, прикоснувшийся к Демидовичу, уже не сможет в полной мере овладеть истинной математикой. Будьте выше этого.
Я не решусь давать методические советы, но одно дело юноша, которому чисто самостоятельная работа противопоказана, а другое — зрелый человек. Юноша должен идти в соответствующее заведение и как основу употреблять всё, что ему предпишут, а вас привязывать к какому-то даже наилучшему учебнику грешно. Впрочем, на форуме очень много различных обоснованных и опробованных на опыте рекомендаций.
Но даже опытному методисту необходимо знать ваши обстоятельства, знания и умения по предмету, чтобы рекомендации были разумными.

Кстати, по учебнику для втузов. Без всякой иронии. Кудрявцев. Очень добротный, популярный и достаточно продвинутый трёхтомник.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 08:50 


24/03/19
19
Munin в сообщении #1384530 писал(а):
Есть некоторое количество учебников с изложением мотивации. И книги по истории математики. Но всё-таки пока вам не стоит в них спешить. По той причине, что мотивация лежит впереди. Есть более сложные математические теории и понятия, которые хорошо ложатся на именно такую систему начальных понятий. Но вы этих сложных понятий пока не знаете, и если вам их просто назвать, это для вас будет пустой звук.

Например, система понятий для сложения (она называется алгебраической группой) встречается:
- в системах чисел (целые, действительные, комплексные), в том числе и для умножения (если убрать из этих систем 0);
- в алгебре векторов;
- в разнообразных системах преобразований: геометрические повороты вокруг точки, параллельные переносы; или например, действия над кубиком Рубика (там не выполняются "переместительное свойство", это случается довольно часто)...

Система понятий для сложения и умножения (она называется алгебраическим кольцом) встречается:
- опять же, в системах чисел;
- в системе десятичных дробей, или в системе двоичных дробей;
- в системе остатков от деления целых чисел на какое-то одно фиксированное целое число - такие остатки можно складывать и умножать, вычитать и иногда делить нацело;
- множество функций, если взять функции на одной и той же области определения, образует кольцо: их можно складывать и умножать.
При некоторых условиях (если всегда можно делить на любой элемент, не равный 0), кольцо называется полем.

Система понятия для сложения между собой и умножения на числа - это другая система понятий, она называется в разных вариантах алгебраическим модулем или векторным пространством. Примеры:
- и снова, системы чисел;
- также векторным пространством является координатная плоскость и координатное пространство;
- можно взять на координатной плоскости только точки с обеими целыми координатами - "целочисленную решётку". Это тоже будет векторное пространство, если разрешить умножение на целые числа.
- множество функций, опять же на одной и той же области определения, образует векторное пространство.

Дальше вам встретятся и другие объекты похожих типов (комплексные числа, кватернионы, матрицы, тензоры, перестановки, операторы, и т.д.).

Спасибо за подробный ответ.
Мне бы все эти описанные вами понятия уложить в какую-то общую схему, систему. А так как любая система базируется на причинно-следственных связях, т.е. на мотивации: что из чего возникло и почему, я до нее и докапываюсь. Я ведь, как, думаю, и большинство, получил классическое кусочно-разрывное образование :mrgreen: Т.е. кусочки знаний, которые сейчас пытаюсь склеить клеем под названием мотивация :-)

Я так понял, что большинство из перечисленного, это предмет алгебры. А что-то - оснований математики, как, например, аксиоматика натуральных чисел (аксиомы Пеано). Поправьте, если ошибаюсь, потому что я пока смутно понимаю, чем алгебра отличается от оснований математики и анализа.

Munin в сообщении #1384530 писал(а):
-- 28.03.2019 14:06:13 --

RoadRunner в сообщении #1384476

писал(а):
В нем и проблема: мы про единицу постулировали только ее свойство $a\cdot1=a$. Формально, больше о ней инфы нет. Мы даже не можем утверждать, что 1+1=2.

Я на это наткнулся, когда пытался понять его (Фихтенгольца) доказательство свойства плотности рациональных чисел, а именно: что из $a>b$ следует $a>\frac{a+b}{2}>b$. Всплывает двойка, которую непонятно как соотносить с единицей, а стало быть и с a, и с b.
Видимо, тут пропущен момент (явно он проговаривается в аксиоматике натуральных чисел). Мы ввели элементы $0$ и $1,$ причём $0\ne 1.$ А дальше, проделывая разные действия с этими элементами, мы быстро натыкаемся на бесконечную серию новых элементов (то, что она бесконечная, где-то заложено в аксиомах):
$1+1, (1+1)+1, ((1+1)+1)+1,\ldots$ И для неё мы выбираем имена, которые записываются как привычные вам числа:
$2:=1+1, 3:=(1+1)+1, 4:=((1+1)+1)+1,\ldots$ Дальше можно доказывать теоремы, такого вида: $1+2=3, 2+2=4\ldots$ Но это в сторону от целей Фихтенгольца.

В общем, всегда, когда увидите $2,$ можете думать, что подразумевается $1+1.$

Да, так теперь понятно.

-- 29.03.2019, 09:13 --

gris в сообщении #1384702 писал(а):
Вы, я так понял, уже прошли этот этап, и даже на более высоком уровне, и хотите обстоятельно изучить предмет. У вас есть навыки работы с учебной литературой. Нет никаких сроков и ограничений. Так возьмите побольше учебников и уделите каждому часов по шесть. Собственно, вам нужны учебники не по матанализу, а по основаниям.

Я учебнику как правило уделяю месяцев по шесть :mrgreen: , поэтому, сами понимаете, вынужден очень внимательно подходить к выбору литературы.
Есть просто опыт, как предмет может из разряда неподъемного почти моментально перейти в разряд простых и понятных, стоит только найти нормальную книгу. У меня это было с программированием на ассемблере.
С тех пор просто не могу себя заставить продираться через все подряд. Хотя в программировании, конечно, с выбором литературы, написанной человеческим языком, дела обстоят безусловно лучше.

Вот я щас как раз такие учебники и ищу. Пока на примете у меня:

Арнольд. Теоретическая арифметика.
Фрид. Элементарное введение в абстрактную алгебру
Феферман. Числовые системы

и еще как дополнение то, что посоветовали
george66 в сообщении #1384619 писал(а):
Почитайте популярную книжку Фрейденталя "Математика в науке и вокруг нас" http://lib1.org/_ads/B89CDBABEE783C25250A7F22630A2C44
особенно главу "До бесконечности". А потом более трудную книгу Лелон -Ферран http://lib1.org/_ads/63083CF091F67C08732627208003E719
(первую главу, про действительные числа)


Это, я так понял, по основаниям математики. Если есть какие-то комментарии, личное мнение по этим или другим книгам этой тематики, буду рад услышать.

-- 29.03.2019, 09:15 --

vego в сообщении #1384662 писал(а):
Проскуряков "Числа и многочлены" - неплохая книжка на эту тему.
Есть еще Демидов "Основания арифметики" и Ларин - "Числовые системы".
А на английском у Тао все необходимое расписано с самого начала.

А ху из Тао? :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 11:17 


23/02/12
3146
RoadRunner в сообщении #1384454 писал(а):
Самостоятельно изучаю мат. анализ по второму кругу (первый был в универе) по Фихтенгольцу.
Вопросы возникают уже в самом начале, при введении таких понятий как сумма, произведение.

Если самостоятельно изучать анализ по второму разу, то перед изучением анализа хорошо бы посмотреть основы (натуральные числа), алгебру (рациональные и действительные числа), а затем перейти к анализу. Тогда не будут возникать такие вопросы. У Вас есть такая возможность, которой нет у студентов. Последовательность курсов они выбирать не могут.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 14:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
RoadRunner в сообщении #1384705 писал(а):
Спасибо за подробный ответ.
Мне бы все эти описанные вами понятия уложить в какую-то общую схему, систему. А так как любая система базируется на причинно-следственных связях, т.е. на мотивации: что из чего возникло и почему, я до нее и докапываюсь.

Я как раз хочу предупредить вас не сильно докапываться до того, "что из чего возникло и почему". Потому что обычно рассказывают некоторую упрощённую схему, более-менее логичную современную картину. А если докапываться, то станет ясно, что реальная история возникновения - страшная путаница и сумбур. Оттуда хочется сбежать в ясную современность. Ну и конечно, там намного больше деталей и нюансов, в этом можно утонуть на всю жизнь, оставив изучение самого предмета в стороне. Не советую.

RoadRunner в сообщении #1384705 писал(а):
Я так понял, что большинство из перечисленного, это предмет алгебры. А что-то - оснований математики, как, например, аксиоматика натуральных чисел (аксиомы Пеано). Поправьте, если ошибаюсь, потому что я пока смутно понимаю, чем алгебра отличается от оснований математики и анализа.

Да, то, что я перечислил, - это алгебра. По алгебре, я всё больше и больше склоняюсь к тому, что надо читать замечательную книжку
Кострикин. Введение в алгебру. В 3-х частях.
особенно первую часть Основы алгебры.

Чем отличается алгебра от анализа или от оснований математики - это все "понимают смутно". Это довольно неформальные различия, касающиеся и предмета изучения, и метода изучения, и способа мыслить о предмете. Опытный математик интуитивно чувствует их, но начинающий просто не знает достаточно примеров и не имеет длительного личного знакомства с этими разделами. Бывают пограничные случаи.

Алгебра и анализ - грубо говоря, начинаются в точке "ну уж что такое натуральные числа (а в анализе - даже действительные числа), мы знаем; посмотрим, что мы можем сделать ещё". Алгебра обобщает числа. Анализ строит из них конструкции, прежде всего - функции.
Основания математики - идут до этой точки: "а если я не знаю, что такое натуральные числа, как вы мне это объясните?". Примерно состоят из теории множеств и логики. На основе логики и теории множеств можно построить натуральные числа, и практически все остальные математические теории.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 15:00 
Аватара пользователя


14/12/17
1473
деревня Инет-Кельмында
Насчет областей математики, вот возможно хорошая иллюстрация:
https://pp.vk.me/c311616/v311616911/7ac1/AqCi16sdnqo.jpg
http://www.math.harvard.edu/courses/2018-2019.pdf

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 17:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Хорошая, чтобы запутать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 18:48 


24/03/19
19
Munin в сообщении #1384744 писал(а):
Я как раз хочу предупредить вас не сильно докапываться до того, "что из чего возникло и почему". Потому что обычно рассказывают некоторую упрощённую схему, более-менее логичную современную картину. А если докапываться, то станет ясно, что реальная история возникновения - страшная путаница и сумбур. Оттуда хочется сбежать в ясную современность. Ну и конечно, там намного больше деталей и нюансов, в этом можно утонуть на всю жизнь, оставив изучение самого предмета в стороне. Не советую.

Я тут под докапыванием имею ввиду не сколько историю происхождения того или иного понятия, сколько ход мыслей, соображения и потребности, которые могли привести к именно такому определению этого понятия. Т.е. ответ на вопрос ЗАЧЕМ это, а не ЧТО это.

Есть же совет даже известный: не думайте о том, ЧТО вам говорят, думайте ЗАЧЕМ вам это говорят. Так только суть и можно понять. Я вот сколько слушал лекции, на второй вопрос практически никогда не мог ответить :-)

-- 29.03.2019, 18:57 --

Munin в сообщении #1384744 писал(а):
Основания математики - идут до этой точки: "а если я не знаю, что такое натуральные числа, как вы мне это объясните?"

Звучит интересно, кстати :-)
Можете что-нибудь порекомендовать по основаниям?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение29.03.2019, 19:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8535
Цюрих
Никто ни в какой момент не садился и не придумывал, например, понятие вещественных чисел с нуля. Оно формировалось во много этапов, с постепенным уточнением, переделками предыдущего и т.д.
Т.е. сначала им пользовались, толком не вводя. Потом постепенно начали закреплять реально нужные свойства в определениях.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 89 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group