Есть некоторое количество учебников с изложением мотивации. И книги по истории математики. Но всё-таки пока вам не стоит в них спешить. По той причине, что мотивация лежит впереди. Есть более сложные математические теории и понятия, которые хорошо ложатся на именно такую систему начальных понятий. Но вы этих сложных понятий пока не знаете, и если вам их просто назвать, это для вас будет пустой звук.
Например, система понятий для сложения (она называется алгебраической группой) встречается:
- в системах чисел (целые, действительные, комплексные), в том числе и для умножения (если убрать из этих систем 0);
- в алгебре векторов;
- в разнообразных системах преобразований: геометрические повороты вокруг точки, параллельные переносы; или например, действия над кубиком Рубика (там не выполняются "переместительное свойство", это случается довольно часто)...
Система понятий для сложения и умножения (она называется алгебраическим кольцом) встречается:
- опять же, в системах чисел;
- в системе десятичных дробей, или в системе двоичных дробей;
- в системе остатков от деления целых чисел на какое-то одно фиксированное целое число - такие остатки можно складывать и умножать, вычитать и иногда делить нацело;
- множество функций, если взять функции на одной и той же области определения, образует кольцо: их можно складывать и умножать.
При некоторых условиях (если всегда можно делить на любой элемент, не равный 0), кольцо называется полем.
Система понятия для сложения между собой и умножения на числа - это другая система понятий, она называется в разных вариантах алгебраическим модулем или векторным пространством. Примеры:
- и снова, системы чисел;
- также векторным пространством является координатная плоскость и координатное пространство;
- можно взять на координатной плоскости только точки с обеими целыми координатами - "целочисленную решётку". Это тоже будет векторное пространство, если разрешить умножение на целые числа.
- множество функций, опять же на одной и той же области определения, образует векторное пространство.
Дальше вам встретятся и другие объекты похожих типов (комплексные числа, кватернионы, матрицы, тензоры, перестановки, операторы, и т.д.).
Спасибо за подробный ответ.
Мне бы все эти описанные вами понятия уложить в какую-то общую схему, систему. А так как любая система базируется на причинно-следственных связях, т.е. на мотивации: что из чего возникло и почему, я до нее и докапываюсь. Я ведь, как, думаю, и большинство, получил классическое кусочно-разрывное образование
Т.е. кусочки знаний, которые сейчас пытаюсь склеить клеем под названием мотивация
Я так понял, что большинство из перечисленного, это предмет алгебры. А что-то - оснований математики, как, например, аксиоматика натуральных чисел (аксиомы Пеано). Поправьте, если ошибаюсь, потому что я пока смутно понимаю, чем алгебра отличается от оснований математики и анализа.
-- 28.03.2019 14:06:13 --
RoadRunner в сообщении #1384476
писал(а):
В нем и проблема: мы про единицу постулировали только ее свойство
. Формально, больше о ней инфы нет. Мы даже не можем утверждать, что 1+1=2.
Я на это наткнулся, когда пытался понять его (Фихтенгольца) доказательство свойства плотности рациональных чисел, а именно: что из
следует
. Всплывает двойка, которую непонятно как соотносить с единицей, а стало быть и с a, и с b.
Видимо, тут пропущен момент (явно он проговаривается в аксиоматике натуральных чисел). Мы ввели элементы
и
причём
А дальше, проделывая разные действия с этими элементами, мы быстро натыкаемся на бесконечную серию новых элементов (то, что она бесконечная, где-то заложено в аксиомах):
И для неё мы выбираем имена, которые записываются как привычные вам числа:
Дальше можно доказывать теоремы, такого вида:
Но это в сторону от целей Фихтенгольца.
В общем, всегда, когда увидите
можете думать, что подразумевается
Да, так теперь понятно.
-- 29.03.2019, 09:13 --Вы, я так понял, уже прошли этот этап, и даже на более высоком уровне, и хотите обстоятельно изучить предмет. У вас есть навыки работы с учебной литературой. Нет никаких сроков и ограничений. Так возьмите побольше учебников и уделите каждому часов по шесть. Собственно, вам нужны учебники не по матанализу, а по основаниям.
Я учебнику как правило уделяю месяцев по шесть
, поэтому, сами понимаете, вынужден очень внимательно подходить к выбору литературы.
Есть просто опыт, как предмет может из разряда неподъемного почти моментально перейти в разряд простых и понятных, стоит только найти нормальную книгу. У меня это было с программированием на ассемблере.
С тех пор просто не могу себя заставить продираться через все подряд. Хотя в программировании, конечно, с выбором литературы, написанной человеческим языком, дела обстоят безусловно лучше.
Вот я щас как раз такие учебники и ищу. Пока на примете у меня:
Арнольд. Теоретическая арифметика.
Фрид. Элементарное введение в абстрактную алгебру
Феферман. Числовые системы
и еще как дополнение то, что посоветовали
Почитайте популярную книжку Фрейденталя "Математика в науке и вокруг нас"
http://lib1.org/_ads/B89CDBABEE783C25250A7F22630A2C44 особенно главу "До бесконечности". А потом более трудную книгу Лелон -Ферран
http://lib1.org/_ads/63083CF091F67C08732627208003E719 (первую главу, про действительные числа)
Это, я так понял, по основаниям математики. Если есть какие-то комментарии, личное мнение по этим или другим книгам этой тематики, буду рад услышать.
-- 29.03.2019, 09:15 --Проскуряков "Числа и многочлены" - неплохая книжка на эту тему.
Есть еще Демидов "Основания арифметики" и Ларин - "Числовые системы".
А на английском у Тао все необходимое расписано с самого начала.
А ху из Тао?