2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:06 
Аватара пользователя


15/12/18

621
Москва Зябликово
Удивительно, но факт!
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
10 класс
Сколько времени падала капелька воды с крыши многоэтажного дома, если в процессе падения она нагрелась на ${\Delta(t)}$ градусов. Удельная теплоемкость воды равна C. (10 баллов).

И там же.
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
11 класс
С какой скоростью капля воды должна налететь на такую же неподвижную каплю, чтобы в результате удара они испарились? Начальная температура капли 20 0С, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0С, удельная теплота парообразования 2,3 МДж/кг. (10 баллов).

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:11 
Заслуженный участник


28/12/12
7781
Igrickiy(senior) в сообщении #1362373 писал(а):
Школьный этап
10 класс
Сколько времени падала капелька воды с крыши многоэтажного дома, если в процессе падения она нагрелась на ${\Delta(t)}$ градусов. Удельная теплоемкость воды равна C

Для школьного этапа и без чисел сойдет, хотя слова "сопротивлением воздуха пренебречь" были бы нелишними.

Igrickiy(senior) в сообщении #1362373 писал(а):
Школьный этап
11 класс
С какой скоростью капля воды должна налететь на такую же неподвижную каплю, чтобы в результате удара они испарились? Начальная температура капли 20 0С, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0С, удельная теплота парообразования 2,3 МДж/кг.

Эта похуже (при ударе на таких скоростях капли будут дробиться), и теплоемкость напрасно дается - явное превышение точности.

А какой это год? Школьный этап разве не отменили?

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:12 


03/12/18
379
EUgeneUS в сообщении #1362372 писал(а):
Toolt в сообщении #1362290 писал(а):
Всероссийская олимпиада школьников по физике, 2 этап, 2011 год, задача №2.


Нашел вот такую задачу (сезон 2010/2011 региональный этап, 9 класс) - см. тут

Как видно, это совершенно другая задача. Более ничего похожего не нашел, может плохо искал, конечно.
Так что будьте добры - предоставьте точную ссылку на эту (из стартового поста) задачу в материалах всероссийских олимпиад.

Задача из стартового поста (районная олимпиада, 8 класс, задача №3): http://fizportal.ru/gorod-2008-8
(Почти точное соответствие. Естественно, здесь говорится "Сопротивление среды и энергию, пошедшую на разрушение поверхности капли, не учитывать", то есть, как я и говорил, "типа всеми прочими условиями пренебречь"). Уверен, что именно такая задача имелась в виду в стартовом посте (и уж точно не про "динамическую вязкость в ламинарном потоке"). В интернете эта задача цитируется множество раз.

Задача про муху такого же типа: http://tasks.olimpiada.ru/upload/files/ ... n-11-2.pdf
И эта задача также в интернете очень популярна.

На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:16 


05/09/16
11548
Igrickiy(senior) в сообщении #1362373 писал(а):
Удивительно, но факт!

Офигеть... :shock: И ведь решение предполагается такое -- что капля нагрелась не "в процессе падения", а при ударе о землю, что вся энергия при ударе перешла в нагрев капли, а не земли, и что летела капля равноускоренно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:18 
Аватара пользователя


15/12/18

621
Москва Зябликово
DimaM
Про олимпиады понятия не имею!
А зачем на школьном этапе пренебрегать сопротивлением воздуха???
Скажите, а в чём превышение точности, если дана теплоёмкость?

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:22 


27/08/16
9426
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.
На мой взгляд, фраза с необходимыми нефизичными допущениями очень важна для этой задачи. Без неё задача некорректна, с ней, действительно, это задача на тренировку физического воображения. В варианте с мухой она правильнее, так как нет одного странного допущения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:23 
Заслуженный участник


28/12/12
7781
Igrickiy(senior) в сообщении #1362377 писал(а):
А зачем на школьном этапе пренебрегать сопротивлением воздуха???

Потому что иначе задача для школьников нерешаемая.

Igrickiy(senior) в сообщении #1362377 писал(а):
Скажите, а в чём превышение точности, если дана теплоёмкость?

На фоне пренебрежения существенными физическими точность в 15% будет замечательной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:24 


05/09/16
11548
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

Да что ж полезного? Капля от удара нагрелась на 5 градусов, ну ничего себе! Вода между прочим это самое теплоемкое вещество из доступного в обычной жизни. Вы представьте, если такая капля капнет на голову :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:28 


01/04/08
2724
Igrickiy(senior) в сообщении #1362377 писал(а):
Скажите, а в чём превышение точности, если дана теплоёмкость?

Доля тепла, пошедшая на нагрев капли до температуры кипения, незначительна, по сравнению с теплом, затраченным на ее испарение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:35 
Заслуженный участник


28/12/12
7781
GraNiNi в сообщении #1362382 писал(а):
Доля тепла, пошедшая на нагрев капли до температуры кипения, незначительна, по сравнению с теплом, затраченным на ее испарение.

Ну и представление, что в высокоскоростном ударе капля будет испаряться непременно при температуре кипения, кажется несколько наивным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:44 


03/12/18
379
wrest в сообщении #1362381 писал(а):
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

Да что ж полезного? Капля от удара нагрелась на 5 градусов, ну ничего себе! Вода между прочим это самое теплоемкое вещество из доступного в обычной жизни. Вы представьте, если такая капля капнет на голову :mrgreen:

Представляю... следующую возможную олимпиадную задачу: "Капля воды падает человеку на голову, нагреваясь при ударе на 5*С...

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 11:45 


27/08/16
9426
DimaM в сообщении #1362386 писал(а):
Ну и представление, что в высокоскоростном ударе капля будет испаряться непременно при температуре кипения, кажется несколько наивным.
Теплота испарения воды при комнатной температуре и при 100 градусах отличается не так чтобы принципиально.

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 12:10 


05/09/16
11548
Toolt в сообщении #1362388 писал(а):
"Капля воды падает человеку на голову, нагреваясь при ударе на 5*С...

Ну если вся кинетическая энергия переходит в нагрев капли воды на 5 градусов, то её скорость должна быть 205 метров в секунду, если я правильно сосчитал. Это примерно как скорость пульки в пневматической винтовке (винтовке, а не пистолете).

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 12:43 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
Igrickiy(senior) в сообщении #1362288 писал(а):

(Оффтоп)

Emergency
Задача изначально сформулирована ректально - per anum. Уважающий школьников автор должен конкретно объяснить, что понимать под процессом падения. Если начало падения (примерно) понятно, то на вопрос, когда заканчивается процесс падения, ответа нет. Все пустились в рассуждения о механизмах нагрева капельки, что никак не вяжется со школьным уровнем. Уверен, предполагается, что процесс заканчивается, когда капелька полностью остановилась, успела перевести всю запасённую потенциальную энергию в тепловую, а потом, уже нагретая на 5 градусов, разлетается мелкими капельками.

(Оффтоп)

Я видел множество задач для школьников и студентов (особенно заочников), сформулированных так, что решить их может только тот кто не понимает предмет, а предполагаемое решение неправильно. Если для передач "Что, где, когда" или "Самый умный" это условно допустимо, то для школьных учебников или студенческих методичек, это преступно.
Но я не прокурор...

 Профиль  
                  
 
 Re: Закон сохранения энергии
Сообщение19.12.2018, 13:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Toolt в сообщении #1362375 писал(а):
На мой взгляд, несмотря на невозможность описываемых в задачках ситуаций в реальных условиях (поэтому обычно говорится о допущениях), они очень интересны и полезны для учащихся.

Это может быть полезно в качестве "свободного упражнения" под контролем учителя, когда выдвигаются разные версии, обсуждаются и оцениваются. Но ни в коем случае не в виде оцениваемой задачи на ответственном соревновании.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: oleg2099


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group