2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение14.05.2018, 00:54 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
root_knowledge в сообщении #1312239 писал(а):
А ребята которые допустим яндекс сделали, они сильные инженеры или небожители?
В рамках классификации amon скорее "теоретики второй руки".
root_knowledge в сообщении #1312239 писал(а):
Вы так и не раскрыли, что это такое. А ведь многим интересно.
Ничего особенного. Имелись в виду всего лишь вычислительные методы, связанные с решением задач матанализа, диффуров, матфизики и т.п. (поскольку чисто дискретные задачи, вплоть до той же теории чисел, тоже бывают).

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение14.05.2018, 12:04 


13/05/18
7
Pphantom в сообщении #1312241 писал(а):
Имелись в виду всего лишь вычислительные методы, связанные с решением задач матанализа, диффуров, матфизики и т.п.

Вещь, может быть, и интересная, но разве это возможно объяснять школьникам без сильной вульгаризации?

-- 14.05.2018, 13:07 --

Кстати, если можно, скажите, что там есть красивого? (Я совсем не специалист в этой области, просто интересно узнать.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение14.05.2018, 12:17 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
lg10 в сообщении #1312297 писал(а):
Вещь, может быть, и интересная, но разве это возможно объяснять школьникам без сильной вульгаризации?
Вполне, во всяком случае, ничуть не сложнее, чем "классическую кружковую" математику, вроде ТЧ или теории графов.
lg10 в сообщении #1312297 писал(а):
Кстати, если можно, скажите, что там есть красивого? (Я совсем не специалист в этой области, просто интересно узнать.)
Боюсь, это трудно сформулировать. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение14.05.2018, 12:55 


13/05/18
7
Pphantom в сообщении #1312300 писал(а):
Вполне, во всяком случае, ничуть не сложнее, чем "классическую кружковую" математику, вроде ТЧ или теории графов.

А разве вычислительные методы не требуют глубокого знания хотя бы обычного матана, а также серьезного владения аппаратом дифуров и прочего? Ведь иначе просто невозможно объяснить постановку и смысл задач упомянутой матфизики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение15.05.2018, 14:17 


06/04/18

323
Pphantom в сообщении #1312113 писал(а):
почему Вы решили, что это - красиво, а, например, "непрерывная" вычислительная математика - нет? У меня вот, например, вкусы прямо противоположные, причем они не изменились с тех времен, когда я был школьником.
Pphantom в сообщении #1312300 писал(а):
lg10 в сообщении #1312297 писал(а):
Кстати, если можно, скажите, что там есть красивого? (Я совсем не специалист в этой области, просто интересно узнать.)
Боюсь, это трудно сформулировать. :-)
Уж если трудно сформулировать вкусы тех времен, когда вы были школьником, значит, по-видимому, это было что-то запредельно серьезное...

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение15.05.2018, 16:40 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
lg10 в сообщении #1312309 писал(а):
А разве вычислительные методы не требуют глубокого знания хотя бы обычного матана, а также серьезного владения аппаратом дифуров и прочего? Ведь иначе просто невозможно объяснить постановку и смысл задач упомянутой матфизики.
В матфизику сразу залезать не обязательно, да и чего-то уж особо глубокого там (для начала) не нужно. De facto математику в необходимых объемах и так обычно излагают в физматшколах где-то в районе 9-10 класса.
Qlin в сообщении #1312494 писал(а):
Уж если трудно сформулировать вкусы тех времен, когда вы были школьником, значит, по-видимому, это было что-то запредельно серьезное...
Просто вкусы плохо описываются. Впрочем, после описания красот теории чисел я что-нибудь в ответ напишу (образец по крайней мере будет). :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение15.05.2018, 16:51 
Заслуженный участник


20/08/14
11155
Россия, Москва

(Красоты теории чисел)

Меня в своё время (не в школе, позже, когда всерьёз стал программированием заниматься) порадовало представление чисел в остатках (Китайская теорема об остатках) и даваемая им возможность распараллеливания и ускорения вычислений. Именно не абстрактно (ну теорема и теорема), а как раз практические следствия/применения. Причём в некоторых случаях можно даже "в уме" пользоваться.
Ну а про красоту простых чисел и так все знают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение15.05.2018, 17:10 


10/03/16
3995
Aeroport
Dmitriy40 в сообщении #1312521 писал(а):
представление чисел в остатках (Китайская теорема об остатках
)


Ничего себе! А что и как при этом параллелится?

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение15.05.2018, 17:17 
Заслуженный участник


20/08/14
11155
Россия, Москва
ozheredov
По каждому остатку вычисления можно производить независимо. Плюс сами операции ускоряются из-за меньшей битовой длины остатков по сравнению с представляемым числом. А если вспомнить про всякие AVX/SSE/GPU и вообще SIMD, то вообще красота. Подробнее извините офтопик.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение15.05.2018, 17:20 


10/03/16
3995
Aeroport
Dmitriy40
Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение16.05.2018, 10:30 
Аватара пользователя


20/03/12
267
СПб
Скажу на свой вкус: мне тоже представляется, что школьное преподавание создаёт неправильное представление о математике вообще. Надо, чтобы человек понимал, что происходит. Надо ему прямо сказать, что учёба в данном случае напоминает изучение языка. В том смысле, что настоящая, главная цель владения языком в том, чтобы о нём не думать, когда говоришь. Язык изучают для того, чтобы о нём вообще "забыть". Думать не о языке, а о том предмете, о котором хочешь сказать. Так же и в математике. Нет большого смысла в знании разрозненных фактов, как нет большого смысла в знании отдельных иностранных слов. Если знание не превосходит такого уровня, то можно сказать, что время было потрачено зря. Хотя ты что-то усвоил, но основное прошло мимо тебя.

Второе, что надо сказать, что как и при изучении языка, будет более или менее длинный этап, когда нужно просто набрать лексическую базу, не задавая вопросов зачем и почему и т.д. и т.п. То же самое в математике. Есть ряд приёмов и представлений, которые надо просто усвоить. Школьная подборка в принципе более-менее адекватная с этой точки зрения, другое дело, что она как бы вещь в себе. Усвоив школьные знания ты не можешь судить о том, что там ещё остаётся, насколько его много и насколько оно вообще другое. Вот эта дезориентация и есть основное зло. Отсутствие контекста, отсутствие представления о том, какое место школьные знания занимают во всём здании математической науки.

Третье, что надо сказать, что учить лучше всего активно решая задачи, а не пассивно вникая в то, что излагается.

Вот это всё надо проговаривать как устно, так и в предисловии к учебникам писать.

Что ещё можно сделать? Я думаю, что можно было бы попробовать сделать стандартные учебники бОльшего объёма, чем материал, который усваивается за один год. Пусть даже в стандартном изложении, например, формулы даются без какого-либо обоснования, но в расширенной части пусть это обоснование будет. Одно дело где-то самому что-то искать, а совсем другое, когда это уже есть и можно самому попробовать "на зуб", насколько это тебе сложно. И была бы какая-то независимость от учительского уровня преподавания.

Ещё на мой взгляд школьное время самое лучшее, чтобы читать работы основоположников. Вроде Эйлера, Лагранжа и т.д. и т.п. Когда я учился в школе никакого интернета не было и в помине, а в библиотеке мне не приходило в голову такую книжку попросить. Сейчас пожалуйста, скачивай, читай. Нужно-то всего ничего, просто ориентировать школьников, сказать что вот это направление вполне доступное и время будет потрачено с пользой.

И отсюда косвенным образом вытекает ещё одно предложение --- не только учителям надо оставить место для вырабатывания собственного подхода, но и ученикам надо оставить свободное время, чтобы они сами могли работать в том направлении, которое им интересно. Надо сокращать обязательный объём знаний оставив только то, что действительно составляет общий культурный багаж. Для этого можно, например, устроить что-то типа ЕГЭ для взрослых и посмотреть, что остаётся в головах в возрасте 35-45-55 лет. И далее ориентироваться уже не на то, что хорошо было бы иметь, а на то, что реально есть, что реально усваивается. Остальное оставить для дополнительной самостоятельной работы. Больше пользы будет.

Я вообще мало имел дела со школой и с тем, как там сейчас учёба проходит. Может всё уже не так, как я себе представляю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение16.05.2018, 11:40 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
metelev в сообщении #1312627 писал(а):
Ещё на мой взгляд школьное время самое лучшее, чтобы читать работы основоположников. Вроде Эйлера, Лагранжа и т.д. и т.п. Когда я учился в школе никакого интернета не было и в помине, а в библиотеке мне не приходило в голову такую книжку попросить. Сейчас пожалуйста, скачивай, читай. Нужно-то всего ничего, просто ориентировать школьников, сказать что вот это направление вполне доступное и время будет потрачено с пользой.
С остальным можно согласиться, а вот с этим, пожалуй, нет. Работы основоположников практически всегда и везде для первого ознакомления с предметом непригодны - "язык" (тот самый, математический) непривычен, значимость тех или иных деталей еще неясна и т.д. В общем, это чтение для человека, который уже знает предмет и интересуется историей его появления и развития.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение16.05.2018, 12:16 
Аватара пользователя


20/03/12
267
СПб
Pphantom в сообщении #1312648 писал(а):
Работы основоположников практически всегда и везде для первого ознакомления с предметом непригодны


Для первого ознакомления может и не пригодны, но вообще для чтения в школьном возрасте очень даже пригодны. Не для всех, конечно, а для тех кому это интересно.

Когда я был школьником, в нашей школе учёба была в две смены, так что половину дня я проводил в школе, а половину дня дома. Дома были книги, в том числе что-то там про высшую математику, справочники типа Выгодского. Помнится я там читал про предел $(1+1/n)^n$ и ничего не понимал. Про то, что предел ограничен и вот это вот всё, что обычно говорят. А потом прочитал у Эйлера и стало совершенно понятно, откуда вообще пришла в голову мысль рассматривать такое выражение. Было это уже в послешкольные годы и книгу Эйлера я не дочитал, к сожалению и даже не скажу сейчас в точности, как она называется. Но запомнил на всю жизнь.

Может быть нет смысла читать книги основоположников вообще, систематически, но вот конкретно Эйлера совершенно точно есть смысл читать, и именно в школе. Он и по уровню подходящий и просто это интересно как из совершенно простых вещей, с которыми мы имеем дело каждый день тысячу раз, получаются нетривиальные результаты. Несколько шагов, каждый из которых совершенно понятен настолько, что хочется пролистать страницы и вдруг смотришь вокруг и думаешь: "Где это я? Как это получилось?" Целый мир, который потом другими средствами будет получен, если человек дальше учиться будет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение16.05.2018, 13:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
metelev в сообщении #1312659 писал(а):
Для первого ознакомления может и не пригодны, но вообще для чтения в школьном возрасте очень даже пригодны.

В школьном возрасте человек не имеет достаточно знаний, чтобы это не принесло вреда.

 Профиль  
                  
 
 Re: Преподавание красивой математики в школах
Сообщение16.05.2018, 14:09 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
metelev в сообщении #1312659 писал(а):
Когда я был школьником, в нашей школе учёба была в две смены, так что половину дня я проводил в школе, а половину дня дома. Дома были книги, в том числе что-то там про высшую математику, справочники типа Выгодского. Помнится я там читал про предел $(1+1/n)^n$ и ничего не понимал. Про то, что предел ограничен и вот это вот всё, что обычно говорят. А потом прочитал у Эйлера и стало совершенно понятно, откуда вообще пришла в голову мысль рассматривать такое выражение.
Ясно, значит. Вы рекомендуете основоположников, потому что у вас ложная дилемма образовалась. Между тем, современное изложение — это не обязательно изложение без наглядных отступлений об идеях. Их вполне можно сочетать со строгостью и современной терминологией. Книга просто сильно разбухнет (и останется только проблема написать и поддерживать такую большую книгу, аккуратно поделённую на уровни детализации — но и тут прогресс не стоит на месте, авторам уже не так трудно такое делать, и к тому же теперь их может быть очень много без значительных затрат на обеспечение совместмости всех их идей).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group