Чем же очень маленькие колёса принципиально отличаются от скольжения без трения?
Тем что при скольжении без трения вся масса двигается поступательно, а в случае наличия непроскальзывающих колес, часть массы движется еще и вращательно. Очень маленькие колеса имеют очень маленькую "вращательную" массу.
Кинетическая энергия тележки с невесомой платформой и массивными колесами вся "заключена" в колесах.
Когда что-то круглое катится по плоскости, то кинетическая энергия такого тела состоит из двух частей: кинетической энергии связанной с поступательным движением центра масс,
и кинетической энергией вращения этого тела вокруг оси,
(
- момент инерции,
- угловая скорость вращения). Если ось колеса радиусом
движется со скоростью
и колесо
не проскальзывает по земле, то скорость вращения колеса равна
. Тогда сумма "поступательной" и "вращательной" кинетической энергии такого колеса будет равна
Получается, что если вы к оси массивного колеса с "тяжелой" массой
, у которого
нет проскальзывания с землей, прикладываете горизонтальную силу
, то ось будет разгоняться не с ускорением
, а с ускорением меньшим, равным
, то есть массивное не проскальзывающее колесо будет ускоряться медленней чем скользящее именно за счет того, что непроскальзывающее колесо еще будет раскручиваться. "Дополнительная" масса, которая замедляет ускорение, получается равной
и поскольку для колеса в виде сплошного диска момент инерции
, то дополнительная "инерционная" масса составит половину "тяжелой" массы такого колеса и колесо с "тяжелой" массой
будет разгоняться под действием силы так, как будто его "инерционная" масса в полтора раза больше "тяжелой", т.е. равна
Поскольку разгоняться массивное колесо у которого нет проскальзывания по земле будет в полтора раза медленней чем колесо которое по земле скользит, то и расстояние оно пройдёт меньшее. И если для тележки у которой колеса скользят (то есть не вращаются) мы получаем ответ к задаче равный
, то в случае непроскальзывающих колес, их массу мы умножаем на полтора и получаем ответ
Вот это и есть принципиальное отличие ситуаций когда проскальзывание между колесом и землей есть и когда его нет.
Это все уже описано другими словами в постах выше, но может было непонятно, так что я попробовал еще больше упростить.