2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 14:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8077
Someone в сообщении #1215445 писал(а):
в математике каждый имеет право вводить собственные определения и обозначения, нисколько не заботясь о том, что термин уже занят
Право-то каждый имеет, но проблем от этого прибавляется:)

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 14:22 
Аватара пользователя


16/03/17
475
Vitte в сообщении #1215414 писал(а):
Основная трудность сейчас начать мыслить категориями множеств.

Это будет приходить постепенно, причем даже в большей степени когда вы перейдете от теории абстрактных множеств к алгебре и анализу/геометрии где будет много примеров конкретных множеств с различными структурами внутри них (например, структурами сложения, умножения, порядка и т.д.). Если под "мыслить категориями множеств" вы понимаете представление множества как "одного объекта" и, наоборот, одного объекта как множества, то это не просто формальность и излишняя абстрактность, а часто практическая необходимость и упрощение.

Например:

- В аксиоматической теории множеств вообще существуют только множества, а натуральные числа, при одном из их определений, строятся как $0=\varnothing$, $1=\{\varnothing\}$ и т.д.

- На натуральные числа можно также смотреть как на множества (точнее "классы", что есть некое обобщение понятия "множества") состоящее из эквивалентных между собой множеств, под эквивалентностью здесь понимается биекция. В этом смысле $10$ означает не просто "число", а класс, элементами которого являются такие множества как $10$ яблок, $10$ автомобилей и все другие подобные множества. Такой класс эквивалентности называется мощностью множества или кардинальным числом (а также и ординальным числом, если мы учитываем отношение порядка среди натуральных чисел). И так смотреть на числа, на самом деле, очень естественно, поскольку арифметику мы потом применяем для ситуаций в которых как раз и встречаются эти $10$ яблок и $10$ автомобилей, т.е. $10$ вполне логично представлять именно как класс эквивалентности ("множество"), а не просто как "число".

- Когда вы будете учить теорию чисел, встретитесь с понятием классов вычетов по данному модулю (числу). Это тоже классы эквивалентности, но по другому отношению эквивалентности (остаток от деления на данное число). И это, соответственно, тоже множества с которыми мы обращаемся как с "числами" в смысле наличия арифметических операций между ними. Внутри множества (кольца) всех классов вычетов есть такие же сложение и умножение как и внутри множества (кольца) всех целых чисел, но с некоторыми особенностями, поскольку кольцо всех классов вычетов по определенному модулю (например, по модулю $2$) состоит из конечного числа элементов (в данном случае из $2$). Это все звучит длинно, но суть простая: например по модулю 2 есть всего два класса вычетов: четные числа (множество всех четных чисел) и нечетные (множество всех нечетных чисел). При этом все четные числа можно рассматривать как одно число ($\overline{0}$), и все нечетные как одно число ($\overline{1}$). Эти два числа образуют кольцо с практически такими же правилами сложения и умножения как будто бы это были обычные $0$ и $1$, но с единственной и очевидной разницей в том, что $\overline{1}$+$\overline{1}$=$\overline{0}$ (нечетное число + нечетное число = четное число).

- Множество всех классов вычетов это пример фактормножества. В произвольных группах и кольцах тоже есть фактормножества состоящие из классов эквивалентности, которые являются элементами фактормножества и между которыми можно определить операции типа сложения и умножения согласованные с операциями над изначальными элементами групп и колец.

- Если вводить вещественные числа через сечения Дедекинда, то они будут множествами рациональных чисел удовлетворяющих определенным неравенствам, например $\{x\in {\mathbb  Q}\mid x\leqslant 0\lor x^{2}<2\}$. Между такими множествами можно определить арифметические операции индуцированные (согласованные с) соответствующими операциями между рациональными числами; после чего мы говорим, что научились складывать и умножать вещественные числа. А еще можно вводить вещественные числа как фундаментальные последовательности (т.е. тоже как множества, но другой природы), и на таких множествах тоже можно определить сложение и умножение аналогичные оным на рациональных числах. И после того как мы ввели вещественные числа, мы можем уже забыть из какого множества они "выросли" и оперировать с ними как с "обычными числами", т.е. конкретный способ представления вещественных чисел множествами (сечениями Дедекинда или фундаментальными последовательностями) - не важен.

- Функции/отображения между множествами сами по себе это тоже множества и т.д.

- А над всем этим будет теория категорий. Объектами (элементами) категории могут быть "неразделимые элементы" или "точки", а могут быть множества с богатой внутренней структурой (группы, кольца, топологические пространства и т.д.). В содержательных примерах конкретных категорий случается именно второе, но при этом часто достаточно смотреть на объекты этих категорий как на "точки" в которых эта внутренняя структура роли не играет. Из этого, во многом, и вытекает сила теории категорий: отвлечение от шелухи и излишних деталей внутренней структуры множеств позволяет многое упростить и понять универсальные законы. С изрядной долей упрощения можно сказать, что подход здесь аналогичен тому, как нам неважно, что вещественные числа это сечения Дедекинда или фундаментальные последовательности, но в теории категорий это происходит уже на следующем уровне на лестнице абстракций, после того как сами вещественные числа сформировали множество с определенной структурой (группу, кольцо, топологическое пространство и т.д), но эта структура нам в каких-то ситуациях неважна, поэтому все это множество мы рассматриваем как один элемент/точку. Мы поднимаемся все выше, и сначала дома становятся точками, потом кварталы, а потом города.

- Напоследок совсем простой пример для расслабления :) У вас в кармане может быть $10$ рублей одной бумажкой, а может быть мелочью. В первом случае это "один элемент", во втором случае - "множество". Но когда во втором случае вы покупаете что-то на эту мелочь, вам неважно сколько там монет и какого достоинства каждая из них. Важен только их общий номинал, т.е. достаточно смотреть на $10$ рублей мелочью как на одну бумажку, один элемент. А в каких-то случаях может быть наоборот, вам будут нужны $10$ рублей именно мелочью, а не одной бумажкой. Так что, как видите, вы уже мыслите категориями множеств практически каждый день :)

В сухом остатке, вывод в следующем. Надо постепенно привыкнуть к тому, что на объекты какой-то теории в разных ситуациях можно смотреть по-разному: иногда (когда внутренняя структура важна и играет какую-то роль) представляя их как множества, а иногда (когда внутренняя структура неважна или в данном случае не играет роли) как числа/элементы/объекты/точки и т.д., названия для последних могут меняться в зависимости от терминологии данной теории. В этом и есть вся сермяжная правда "мыслить категориями множеств". И если подумать, то эта сермяжная правда очень простая и естественная.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 14:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Anton_Peplov в сообщении #1215454 писал(а):
Право-то каждый имеет, но проблем от этого прибавляется:)
Не очень. Разумный автор этим правом обычно не злоупотребляет, а в случае известных разночтений поясняет читателю, в каком смысле он употребляет тот или иной термин.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 22:40 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Жалко, что разумности авторам приходится учиться, как правило, с нуля — никаких курсов по ней нет, если не считать нескольких статей (скажем, известная «Как писать математические тексты»), не покрывающих всё равно всего. :-)

По поводу индексирования в языках программирования: вообще нет особых причин предпочитать полуоткрытые интервалы $[m; m+n)_{\mathbb Z}$ замкнутым $[k; \ell]_{\mathbb Z}$, если язык достаточно хорош, чтобы поддерживать и те, и те. Часто нужны первые, но вторые тоже бывают нужны . Например, ваш тип $A$ перечисляемый (изоморфен промежутку $\mathbb Z$) и ограниченный, тогда все его значения разумнее иметь как диапазон $[\mathsf{minBound}_A;\mathsf{maxBound}_A]$, а не как $[\mathsf{minBound}_A;\mathsf{minBound}_A+\mathsf{valueCount}_A)$. Если язык поддерживает удобное обращение только с одним видом интервалов, будут проблемы в обоих случаях.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 23:22 
Аватара пользователя


10/05/17

113
Someone в сообщении #1215437 писал(а):
Но для определения модели ZFC в NBG никаких дополнительных гипотез не требуется.
Xaositect в сообщении #1215439 писал(а):
Модель-класс и модель-множество это все-таки немного разные объекты.

А разве бывает модель-множество ZFC ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 23:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Z1X в сообщении #1215577 писал(а):
А разве бывает модель-множество ZFC ?
Ну, если ZFC непротиворечива, то бывают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 23:38 
Аватара пользователя


10/05/17

113
Хорошо, ну а какая тогда мощность у этой модели-множества?

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 23:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Z1X в сообщении #1215582 писал(а):
Хорошо, ну а какая тогда мощность у этой модели-множества?
Любая, из Левенгейма-Сколема следует существование счетных моделей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 23:57 
Аватара пользователя


10/05/17

113
Для того, чтобы использовать Левенгейма-Сколема необходимо, чтобы у теории множеств какая-то бесконечная модель существовала. А согласно парадоксу Кантора, множества всех множеств не существует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение11.05.2017, 00:16 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Если ZF непротиворечива, то у неё есть модель (всякая непротиворечивая теория первого порядка имеет модель, теорема о полноте). Более того, у неё есть счётная модель (всякая непротиворечивая теория в счётном языке имеет счётную модель, теорема Лёвенгейма-Скулема). Эта модель является "нестандартной", это совсем не множество всех множеств, а чёрт знает что такое.

-- 11.05.2017, 00:18 --

Вообще, такие вещи обсуждать вредно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение11.05.2017, 00:41 
Аватара пользователя


10/05/17

113
george66 в сообщении #1215593 писал(а):
всякая непротиворечивая теория в счётном языке имеет счётную модель, теорема Лёвенгейма-Скулема
Неверно. Рассмотрим теорию с равенством и одной дополнительной аксиомой: $ \forall a,b \ a=b $. У нее есть одноэлементная модель, но нет счетной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение11.05.2017, 00:49 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Не более чем счётную, конечно. Просто это далеко от какой бы то ни было реальности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение11.05.2017, 00:49 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Z1X в сообщении #1215588 писал(а):
А согласно парадоксу Кантора, множества всех множеств не существует.
Давайте троллить в другой теме, OK?

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение11.05.2017, 01:00 
Аватара пользователя


10/05/17

113
Либо укажите явно, в чем моя неправота, либо идите сами в другую тему, ОК?

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение11.05.2017, 02:01 
Заслуженный участник


31/12/15
922
Модель ZF - это не обязательно "множество всех множеств". Бывают "неожиданные маленькие модели".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 115 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group