2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 05:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
Пусть есть приводящая колёсная пара, скажем, поезда, который разгоняется. Если он делает это без проскальзывания колёс, то верно ли, что для этого необходимо и достаточно, чтобы момент трения покоя (=радиус колеса × сила трения покоя) компенсировал вращающий момент от двигателя?

Моё рассуждение слишком какое-то наивное: если колесо стоит на малом элементе $\mathrm dl$, то условие отсутствия проскальзывания эквивалентно покою этого элемента в системе отсчёта Земли, которое заключается в равенстве нулю сил, действующих на этот элемент.

Меня так заклинило на этом месте, что я не могу продолжить решать свою задачу... :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 07:42 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Ваш маленький элемент является составной частью колеса.
Поэтому задача ставится не по отношению к маленькому элементу, а по отношению к всему колесу.
То есть вы правильно начали рассуждение, но затем зачем-то сползли к элементу.
Обычно в физике принято решать задачи на разном уровне абстрагирования.
Когда мы только начинаем учить физику, нас учат законам Ньютона применительно к материальным точкам, что позволяет решать простейшие задачи.
Ваши колеса - это уже не простейшие задачи. Они относятся к разделу вращение твердого тела. Здесь мы должны применять уже уравнения движения для вращения. То есть пользоваться моментами сил, моментами инерции, угловыми ускорениями.
В вашей задаче инерция самих колес достаточно мала по сравнению с инерцией самого локомотива, поэтому в первом приближении мы действительно можем приравнять момент, создаваемый двигателем моменту силы статического трения. Они просто компенсируют друг друга. А про меленький элемент забудьте. Вы же не решаете задачу о динамической деформации колеса, а считаете его просто абсолютно жестким твердым телом.
Нарисуйте колесо. Обозначие ось вращения и нарисуйте две силы, действующие на колесо - силу от привода к двигателю и силу трения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 07:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
fred1996 в сообщении #1187045 писал(а):
Нарисуйте колесо. Обозначие ось вращения и нарисуйте две силы, действующие на колесо - силу от привода к двигателю и силу трения.

Угу. Как бы мне так получить количественное соотношение между моментами, я пока так и не понял, к сожалению.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 13:57 


05/09/16
11551
StaticZero в сообщении #1187039 писал(а):
Если он делает это без проскальзывания колёс, то верно ли, что для этого необходимо и достаточно, чтобы момент трения покоя (=радиус колеса × сила трения покоя) компенсировал вращающий момент от двигателя?

В целом - да, но надо аккуратно разобраться с терминами. Проскальзывание здесь имеет отношение к силе трения скольжения, а не силе трения качения. То есть надо брать силу трения покоя материала колеса по материалу дороги. Крутящий момент в разных местах может быть разный -- на валу двигателя он один, после коробки передач (или другого редуктора) он уже другой. Максимальный крутящий момент на валу колесной пары (т.е. на валу жестко соединенным с колесом) чтобы не было проскальзывания будет равен $M_{max}=F_TR$ где справа первое это сила трения покоя материала колеса по материалу дороги, второе -- радиус колеса. Конечно, если все остальное идеальное (колеса и вал невесомые, трение качения ноль, на колесах нет тормозов и т.п.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 14:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Я, возможно, чего-то не понял... Но если
StaticZero в сообщении #1187039 писал(а):
есть приводящая колёсная пара, скажем, поезда, который разгоняется

то почему моменты равны? В уравнении динамики вращательного движения сказано, что сумма моментов относительно оси определяется угловое ускорение. А отсутствие проскальзывания даёт чисто кинематическую связь углового и линейного ускорений...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 15:09 
Заморожен


16/09/15
946
Metford Масса колеса на ускорение пренебрежимо мала (по сравнению с силами, которые сравнимы с массой поезда на ускорение)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 15:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Так ведь тогда у колёс углового ускорения не будет - откуда линейное-то ускорение возьмётся... Непоследовательно это.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:06 
Заморожен


16/09/15
946
Metford в сообщении #1187080 писал(а):
Так ведь тогда у колёс углового ускорения не будет - откуда линейное-то ускорение возьмётся... Непоследовательно это.

Вообще-то они равны $rdw/dt=a$ (когда не прокручивается).Речь о том, что у колес масса $m$ маленькая и поэтому $1/2mr^2dw/dt\approx0$

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:15 


12/07/15
2972
г. Чехов
StaticZero в сообщении #1187039 писал(а):
верно ли, что для этого необходимо и достаточно, чтобы момент трения покоя (=радиус колеса × сила трения покоя) компенсировал вращающий момент от двигателя?

Небольшое терминологическое уточнение: сила трения покоя - это такая сила трения, которая действует при отсутствии движения (скольжения), т.е. при $\upsilon = 0$. С другой стороны, из первого закона Ньютона следует, что $\upsilon = 0$ только в том случае, когда силы скомпенсированы. А теперь заново перечитайте Ваш вопрос (который я процитировал)... Видите? Сила трения покоя по определению компенсирует остальные силы, при этом важно: модуль силы трения покоя и ее направление зависит от результирующей остальных сил, действующих на тело.
Есть еще сила трения скольжения - это сила трения, которая действует при $\upsilon \ne 0$. Сила трения скольжения обычно постоянна по модулю и направлена против вектора скорости $\upsilon$ (не против результирующей остальных сил как в случае силы трения покоя).

Теперь стало понятно?..

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Erleker в сообщении #1187088 писал(а):
Вообще-то они равны $rdw/dt=a$ (когда не прокручивается).

А где я говорил, что они не равны? :shock:
Я прекрасно понял, что Вы сказали. Мне это категорически не понравилось (и не нравится). Почему - уже сказал. Всё. Ушёл.

P.S. Не помню, чтобы угловую скорость обозначали $w$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:53 
Заморожен


16/09/15
946

(Оффтоп)

Metford Тогда простите пожалуйста, если не так понял вас. Я же считаю, что равны и указал, почему это так ("непоследовательность" тут из серии $0/0=a$, а не $0$ ).
Metford в сообщении #1187094 писал(а):
Не помню, чтобы угловую скорость обозначали $w$.

Иногда мне просто лень писать греческие буквы.Какая разница,
$\omega$ или $w$ ? :D Не думал, что кто-то на это обратит внимание.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
Metford в сообщении #1187075 писал(а):
А отсутствие проскальзывания даёт чисто кинематическую связь углового и линейного ускорений...

А динамической связи в этом случае разве нет?

На наклонной плоскости, например, тело покоится, если $\mu > \tg \alpha$. А тут нет такого же, что-то типа "колесо проскальзывает, если $M > f(\mu)$?"

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:38 
Заморожен


16/09/15
946
Ну, сила трения не может быть больше $mg \mu$ (масса поезда)(пока колесо не скользит (внизу $v=0$), сила трения - любая меньшая величина).То есть $M<mgr\mu$.
А Metford имел ввиду, что, зная, что колесо не скользит, мы знаем, как ускорение поезда выражается через угловое ускорение колеса, и что если равно 0 одно, то и другого тоже нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Erleker в сообщении #1187128 писал(а):
А динамической связи в этом случае разве нет?

Отсутствия проскальзывания не гарантирует, что сила трения покоя достигла своего максимального значения, которое пропорционально реакции опоры. Поэтому наоборот: из условия отсутствия проскальзывания бывает возможно вывести величину силы трения.
StaticZero в сообщении #1187125 писал(а):
На наклонной плоскости, например, тело покоится, если $\mu > \tg \alpha$.

Фокус в том, что колесо-то не покоится. (Поэтому таких задач в школе и не обсуждают.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:46 
Заморожен


16/09/15
946
Metford в сообщении #1187129 писал(а):
Фокус в том, что колесо-то не покоится. (Поэтому таких задач в школе и не обсуждают.)

Покоится.Нижняя точка колеса имеет скорость нуль.И кстати обсуждают.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Dmitriy40


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group