В рамках ньютоновской механики доказывается, что 2 ЗН инвариантен относительно преобразований Галилея. Левая часть - масса и ускорение -доказывается тривиально.
Стоп-стоп-стоп. В "2 ЗН" нет никаких "масса и ускорение". Вообще. Там есть производная импульса по времени.
Что такое импульс - вопрос отдельный. Это можно постулировать (в нерелятивистском случае
), можно вычислять из условия закона сохранения импульса.
Если теперь определить силу как масса на ускорение, получается, что на этом и заканчивается все доказательство.
Ну, так-то её определять нельзя. Можно только сказать, что сила - это масса на ускорение, в условиях, если берём пробную частицу, и все остальные силы убраны.
Но в общем да, на этом доказательство успешно завершено. (Правда, неявно у вас там прозвучал постулат о галилее-инвариантности массы, его тоже хорошо бы явно назвать. Он же - о форме импульса, если писать правильней.)
Но ведь это не так. Нужно отдельно доказать инвариантность силы как независимой (от левой части) величины, разве нет?
Вы свели вопрос к так называемым "о(бо)снованиям механики". Тут даже речь не о задаче доказательства галилее-инвариантности. Тут вопрос о том,
что через
что определяется, чтобы не было замкнутого круга.
Когда мы произносим эту задачу явно, то можем в ней разобраться. По ней написано несколько методических текстов, от брошюрок до талмудов, разной степени удобочитаемости. Я даже ссылки давать не буду (что у меня есть, меня не удовлетворяет, там мутно смешаны вопросы логики, методики преподавания, и ужас! философии), а изложу своими словами.
Физическая теория есть математическая модель действительности, сопоставленная с ней через эксперименты. Математической модели всё равно, что в ней принято за аксиомы, а что - за выводимые теоремы; она допускает разные аксиоматики, приводящие в конечном счёте к эквивалентному набору выводов. В математике это решается по вкусу; в физике - необходимо, чтобы аксиомы происходили из экспериментов (такая аксиома называется постулат). Однако механика - старая и почтенная теория, в ней экспериментов избыточно много, и мы всё равно имеем свободу, какие экспериментальные факты выбирать за обоснование, а какие - нет. Правильно не отстаивать какой-то частный такой выбор как "единственно верный", а понимать и констатировать эту свободу.
Один из вариантов:
-
- ускорение определяем кинематически;
-
- массу дефинируем на основе того, что разные пробные частицы, помещённые в одинаковые условия (не спрашивайте, что это такое! :-) , движутся с разными ускорениями; вводим эталон массы;
-
- силу дефинируем по действию на пробную частицу, когда она участвует в одном внешнем взаимодействии, а остальные исключены (как это сделать, и что это значит, тоже не спрашивайте! :-)
Здесь, казалось бы, есть "замкнутый круг": мы хотим использовать
чтобы вычислить
но определяем саму
через
На самом деле, круга нет: мы "измеряем" силу одними частицами, и в одних опытах, а "используем" для других частиц, и в других опытах. Поскольку наблюдаемыми являются всё равно только ускорения, то единственная неопределённость - выбора единиц - нас не смущает.
Однако, эта схема ломается в случае, если между частицами действуют только силы типа гравитационных.
Другой вариант:
-
- силу можно дефинировать и независимо от предыдущего способа. Например, по показаниям динамометра! Для примера, я написал закон Гука (верный при малых отклонениях пружины). В таком случае, именно он возводится в ранг постулата.
Дальше эту независимость силы можно использовать по-разному. Можно просто сказать, что в
все три величины дефинированы независимо. А можно развернуть вообще всё, и теперь уже массу дефинировать через силу. Опять же, чтобы не было "замкнутого круга", надо "измерять" массу в одних опытах, а "использовать" - в других.