А кислородное голодание не отменяет изменённых состояний.
Более того, запросто становится их причиной. Приведу конспект статьи
Арнольд М. Людвиг. Измененные состояния сознания из хрестоматии Тарт Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 288 с.
Методы продуцирования ИССВсе нижеперечисленные примеры Людвиг обильно уснащает ссылками.
1. Изменение сенсорного потока.
1.1. Обеднение ощущений (сенсорная депривация). В эту же корзину Людвиг кладет простые повторяющиеся сигналы (мелькающий свет, шаманский бубен и т.д.). Со ссылками он сообщает, что ИСС вызывались специально достигнутой в эксперименте сенсорной депривацией, но также одиночным заключением, длительным нахождением в море, в пустыне, временной утратой зрения после операции на глазах. С депривацией же Людвиг связывает ИСС, достигаемые во сне, гипнотическом трансе и родственных состояниях.
По-моему, очень сомнительно, что в последнем случае дело именно в сенсорной депривации –
Anton_Peplov. Отдельно Людвиг отмечает, что ИСС возникают также при нехватке двигательной активности – например, у связанных или временно парализованных.
1.2. Сенсорная и/или эмоциональная перегрузка. В эту корзину Людвиг кладет состояния, достигаемые в процессе «промывки мозгов», некоторых техник допроса, некоторых религиозных практик (оргии и т.д.), ИСС, связанные с истерическими припадками, и даже острые психотические состояния.
2. Длительное напряжение внимания.
Подкатегории выделены и названы мною, но Людвиг упоминает все примеры, данные в скобках –
Anton_Peplov.
2.1. «Ожидающее внимание» (часовой на посту, дежурный перед экраном радара).
2.2. «Активное восприятие» (вовлеченность в речь пламенного оратора, чтение).
2.3. «Монолог» (пламенная молитва, письмо)
2.4. «Творческое задание» (решение сложной задачи)
3. Релаксация и ослабление внимания.
Сюда Людвиг сваливает скопом пассивную медитацию, грезы, состояние при свободном ассоциировании и т.д.
4. Соматические факторы.
4.1. Нарушение физиологических режимов. Гипо- и гипергликемия, обезвоживание, дефицит сна, гипервентиляция.
4.2. Эндокринные заболевания. Людвиг упоминает дисфункцию щитовидки и надпочечников.
4.3. Неврологические заболевания. Людвиг упоминает нарколепсию, эпилепсию и мигрень.
4.4. Психические заболевания. Sapienti sat.
4.5. Прием (или резкое прекращение приема) психоактивных веществ.
Признаки ИССПеречисленные признаки, по Людвигу, характерны если не для всех, то для многих ИСС, что и позволяет объединять все ИСС в один класс состояний.
1. Изменения в мышлении. Субъективные нарушения концентрации внимания, памяти и суждений. «Ведущей становится архаическая манера мышления (простое процессуальное мышление), и, по-видимому, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности».
Знать бы, что имелось в виду –
Anton_Peplov. Стираются различия между причиной и следствием, «сильно выражена амбивалентность, а также возможность сосуществования противоположных и противоречивых импульсов в отношении одного и того же объекта при отсутствии явного (психо)логического конфликта».
Что понимается под отсутствием явного конфликта, загадка, но можно предположить, что отсутствие удивления и дискомфорта по поводу противоречия –
Anton_Peplov. Кроме того, многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного сознавания.
2. Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.
3. Потеря контроля над собой и ситуацией. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).
4. Изменения эмоциональной сферы. Внезапные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния — от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии. Снижается чувство юмора.
5. Изменение образа тела и деперсонализация. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространено также глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самосознания или размывание границ между собой и другими, собой и Вселенной.
6. Искажения восприятия. Галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии, синестезия, гиперобостренность восприятия и т.д.
7. Изменения смысла или значения. В качестве примера Людвиг приводит личный опыт единичного употребления ЛСД в экспериментальных целях. «Я помню, как уже в состоянии кайфа мне сильно захотелось помочиться. Стоя перед унитазом, я прочел надпись на стене: "Пожалуйста, смойте после использования!" Взвесив эти слова в уме, я вдруг понял их глубинный смысл. Взволнованный этим потрясающим открытием, я бросился к своему коллеге, чтобы поделиться с ним этой вселенской истиной. К сожалению, будучи простым смертным, он не смог оценить потрясающую важность моего сообщения и только рассмеялся в ответ!».
Принципиальная разница между таким хемогенным опытом и мистическим опытом, описанным в книгах Ньюберг и др. Тайна Бога и наука о мозге, Джемс. Многообразие религиозного опыта, вот в чем. Под ЛСД чувак нашел глубокий смысл в надписи над унитазом, но, когда его отпустило, сам посмеялся над этим. В случае мистического опыта раз найденный смысл остается с человеком навсегда, как с Лютером осталось то, что открылось ему во фразе «я верую в прощение грехов». Впрочем, и под ЛСД, возможно, случается пережить откровение, которое останется на всю жизнь. А возможно, и не случается – Anton_Peplov.
8. Невыразимость. Испытуемые часто признаются, что пережитое ИСС невозможно описать словами. Это значит, что в переживаниях, возможных в нормальном состоянии сознания, нет аналогов для него. Нередко (но не всегда) наблюдается амнезия после выхода из ИСС – человек вообще не помнит, что чувствовал.
9. Чувство возрождения. Людвиг, обильно ссылаясь на литературу, говорит, что многие, выйдя из ИСС самой разной природы, переживали «новое чувство надежды, возрождения или перерождения».
10. Гипервнушаемость. Эту особенность ИСС Людвиг увязывает с другими. Во-первых, говорит он, у человека в ИСС вообще снижается способность критично отнестись к получаемой информации (Людвиг называет это принципом того самого «первичного процессуального мышления»). Во-вторых, может иметь место стремление компенсировать свою ослабевшую способность к познанию, опереться на какой-нибудь источник информации, в качестве которого выступает гипнотизер, шаман, проповедник и т.д. В-третьих, размывание границ между собой и миром может привести к отождествлению себя с гипнотизером, и тогда его суждения и желания воспринимаются как свои. В-четвертых, в ИСС часто каждому стимулу приписывается важность и глубокий смысл, и словам гипнотизера, соответственно, тоже. Людвиг указывает, что как своего рода гипервнушаемость можно рассматривать и состояние, когда человек принимает свои галлюцинации за реальность или подчиняется голосам, звучащим в псевдогаллюцинациях.
Функции ИСС1. Отреагирование на внешний или внутренний раздражитель. К ИСС здесь можно прибегнуть как бессознательно (аффект), так и сознательно (наркотики, гипноз и т.д.).
2. Лечебная функция. Видимо, некоторые ИСС помогают при ряде соматических заболеваний.
3. Получение новых знаний и опыта.
Это касается ценности ИСС для личности. Для общества они, например, могут способствовать сплочению (совместные молитвы или оргии, по вкусу), укреплять веру в местных богов и т.д.