2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение23.03.2016, 01:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5011
ФТИ им. Иоффе СПб
rockclimber в сообщении #1108566 писал(а):
А это мне вообще ни о чем не говорит.
Ну, тогда дифференцируйте. Только таким способом Вы (если не провретесь ;) покажите, что при $r\ne 0$ выполняется $\Delta\varphi=0,$ а Вам надо $\Delta\varphi=\delta(x).$ Боюсь, что придется вспоминать старика Остроградского с Гауссом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение23.03.2016, 12:28 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Поправлю решение с $\varphi = -\dfrac{1} {\sqrt{x^2 + y^2 + z^2}}$

$\dfrac {\partial \varphi} {\partial x} = x \, u^{-\frac {3} {2}}$

$\dfrac {\partial^2 \varphi} {\partial x^2} = x' \, u^{-\frac {3} {2}} + x \, (u^{-\frac {3} {2}})' = u^{-\frac {3} {2}} - 3 x^2 \, u^{-\frac {5} {2}} = u^{-\frac {3} {2}}  (1 - 3x^2/u)$

$\dfrac {\partial^2 \varphi} {\partial x^2} + \dfrac {\partial^2 \varphi} {\partial y^2} + \dfrac {\partial^2 \varphi} {\partial z^2} = u^{-\frac {3} {2}}  (1 - 3x^2/u) + u^{-\frac {3} {2}}  (1 - 3y^2/u) + u^{-\frac {3} {2}}  (1 - 3z^2/u) = u^{-\frac {3} {2}} (1 - 3x^2/u + 1 - 3y^2/u + 1 - 3z^2/u) = 3u^{-\frac {3} {2}} (1 - (x^2 + y^2 + z^2)/u) =  3u^{-\frac {3} {2}} (1 - 1) = 0$
Теперь все сходится, за исключением точки с координатами $(0, 0, 0)$, там функция $\varphi = -\dfrac{1} {\sqrt{x^2 + y^2 + z^2}}$ становится бесконечной, и, видимо, тут надо каким-то образом использовать $\rho=\delta(x)\,\delta(y)\,\delta(z)$, но как - я не знаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение23.03.2016, 15:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5011
ФТИ им. Иоффе СПб
Без хитрых теорем можно попробовать так: заменим Вашу $u$ на $u+a$ ($a$ - константа). Тогда все Ваши вычисления сохранятся вплоть до предпоследнего равенства. Надо посмотреть, что будет в пределе $a\to 0.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение23.03.2016, 19:51 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
amon в сообщении #1108648 писал(а):
Без хитрых теорем можно попробовать так: заменим Вашу $u$ на $u+a$ ($a$ - константа).
Это как? Я попробовал замену $x^2 + y^2+z^2=u+a$, никакой разницы вроде бы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение23.03.2016, 21:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5011
ФТИ им. Иоффе СПб
rockclimber в сообщении #1108685 писал(а):
Это как? Я попробовал замену $x^2 + y^2+z^2=u+a$, никакой разницы вроде бы.
Я плохо сказал. Возьмем чуть другую функцию - $\varphi=\frac{1}{\sqrt{x^2 + y^2+z^2+a}}$. Она перейдет в нужную нам при $a\to 0$. При этом, при конечном $a$ никакой особенности в нуле нет. Кроме того, все Ваши вычисления производных будут такими же вплоть до $u^{-\frac {3} {2}} (1 - 3x^2/u + 1 - 3y^2/u + 1 - 3z^2/u),$ если под $u$ понимать $x^2 + y^2+z^2+a$. При $a>0$ получится ответ для производной, конечный везде. Теперь, проявив легкую изощренность ума, можно сообразить откуда возьмется $\delta$-функция в пределе $a\to 0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение24.03.2016, 13:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5011
ФТИ им. Иоффе СПб
У меня в предыдущем сообщении была опечатка. Вместо $\varphi=\frac{1}{x^2 + y^2+z^2+a}$ должно быть $\varphi=\frac{1}{\sqrt{x^2 + y^2+z^2+a}}$. Исправил, виноват, каюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение24.03.2016, 13:58 
Заслуженный участник


14/10/14
1207
rockclimber
Как дифференцировать кусочно гладкие функции:

В точках гладкости обобщённая производная совпадает с обычной (которая не определена в точках нарушения гладкости). Точки нарушения гладкости могут быть изломами или скачками!

Скачок функции можно понимать как бесконечно быстрое её изменение, поэтому производная в этих точках должна быть "бесконечной" (и при этом, понятное дело, пропорциональной величине скачка). Поэтому для каждой из точек нарушения гладкости надо прибавить $\delta$-функцию ("обращающуюся в бесконечность" в этой точке), умноженную на величину скачка.

Кратко: $f'=f'_{\text{обычная}}+\Sigma\,\text{(скачок функции в точке }x_i)\cdot\delta(x-x_i)$, где $x_i$ - точки нарушения гладкости. (Если скачок нулевой, то приходится там доопределять функцию нулём: $0\cdot\delta$\,\equiv0$ - с умножением на $0$ даже у обобщённых функций всё по-нормальному!)

Таким образом вы можете "доказать" ваши формулы
rockclimber в сообщении #1108543 писал(а):
$|x|' = sgn x$

$|x|'' = 2 \delta(x)$

Обратите внимание, что вышеприведённые рассуждения "наивны", но при этом про эти обобщённые функции (в частности $\delta$-функцию) существует строгая теория, в которой, например, приведённая мной формула доказывается строго. Однако вдаваться в это здесь, наверное, нет надобности. Пока же достаточно думать, что $\delta$-функция
1) равна нулю во всех точках пространства, кроме $0$ (начало координат),
2) интеграл от неё по любой окрестности нуля равен $1$.

$\delta(x)\delta(y)\delta(z)$ - это то же, что $\delta(x,y,z)$ (а последнее - это 3-мерная $\delta$-функция, равная $0$ везде кроме $(0, 0, 0)$ и такая, что интеграл от неё и проч.).

amon

(Оффтоп)

amon в сообщении #1108702 писал(а):
При $a>0$ получится ответ для производной, конечный везде.
Прикольно! А теперь проинтегрируем его по шару и получим $\dfrac{4\pi R^3}{(R^2+a)^\frac32}\to 4\pi$ при $a\to 0$, что подтверждает известную формулу $\Delta\frac1r=-4\pi\delta$. А я уж думал, что для коэффициента-то точно
amon в сообщении #1108569 писал(а):
придется вспоминать старика Остроградского с Гауссом

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение24.03.2016, 23:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
arseniiv в сообщении #1108546 писал(а):
Видимо, Munin потерял двойку

Да, спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение25.03.2016, 00:49 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Это rockclimber спасибо, за мной только тривиальный вывод.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение26.03.2016, 03:22 
Заслуженный участник


29/09/14
1151
rockclimber

Вот, уважаемый amon подал хорошую мысль:
amon в сообщении #1108702 писал(а):
... можно сообразить откуда возьмется $\delta$-функция в пределе $a\to 0.$

Путём введения вспомогательного параметра $a$ c последующим устремлением его к нулю можно немало понять про дельта-функцию даже без помощи википедии.

Правда, речь тут я веду о понимании лишь на "физико-техническом" уровне (т.е. о понимании, которому мы радуемся, пока математики не надерут нам уши за такое "понимание"). Мысль состоит в том, чтобы заменить исходную функцию $F(x),$ имеющую особенность в точке $x=0,$ сглаженной функцией $f(x,a),$ производные которой легко вычислить и при $x=0.$ Сглаженную функцию мы руками подберём так, чтобы $f(x,a) \to F(x)$ при $a \to 0.$ Кроме того, вместо общих выводов ограничимся рисунками с частными примерами; на языке рисунков производная это "наклон касательной" к графику функции (точнее: тангенс угла наклона), а определённый интеграл от функции одной пременной это площадь под графиком на определённом отрезке оси $x.$

(К заданию 1)

Рассматриваем функцию $F(x)=|x|$. (Знак минус, заданный в заданиях Munin-ом, для удобства не учитываю; ведь результат не сложно будет умножить на $-1,$ чтобы приспособить его к $-|x|.$) График функции $F(x)=|x|$ похож на острый "зуб" пилы. Этот зуб можно сгладить многими способами. Начнём с самого простого:

а) Потребуем, чтобы на отрезке $-a < x < a$ график сглаженной функции $f(x)$ имел бы вид параболы, т.е. положим:

$f(x)=A+Bx^2$ .

Коэффициенты $A$ и $B$ подберём так, чтобы в точке $x=a$ (и в точке $x=-a$ тоже) парабола гладко сшивалась (стыковалась) с прямой, изображающей исходную функцию

$f(x)=F(x) = |x|$ при $x > a$ (и при $x < -a$) .

То есть, находим $A$ и $B$ из следующих двух условий, которые будут налагаться на $f(x)$ и в других наших примерах сглаживания:

$f(a) = F(a) = a\, , \qquad f'(a) = F'(a) = 1 \, .$

Поскольку у нас $f'(x)=2Bx,$ то получаем: $A=\frac{a}{2}$ и $B=\frac{1}{2a},$ так что:

$f(x)=\frac{a}{2}+\frac{1}{2a}x^2$ при $-a \le x \le a$ .

Теперь без проблем находим первую производную сглаженной функции:

$f'(x)=\frac{x}{a}$ при $-a < x < a$ ,
$f'(x)=F'(x)=1$ при $x > a$ ,
$f'(x)=F'(x)=-1$ при $x < -a$ .

В точках стыковки $x= \pm a$ график первой производной имеет изломы, но это не мешает нам найти вторую производную сглаженной функции всюду, кроме этих двух точек стыковки:

$f''(x)=\frac{1}{a}$ при $-a < x < a$ ,
$f''(x)=F''(x)=0$ при $x > a$ ,
$f''(x)=F''(x)=0$ при $x < -a$ .

Посмотрим, как изменяются графики функций $f(x),$ $f'(x)$ и $f''(x)$ с уменьшением значений "параметра сглаживания" $a.$ Следует обратить внимание на то, что площадь под графиком $f''(x)$ не зависит от $a,$ она равна $2,$ и значит, она будет равна $2$ даже в пределе с $a \to 0,$ когда $f(x)$ превратится в $F(x):$

Изображение


Изображение


Изображение



б) Второй пример из бесчисленного множества вариантов сглаживания - потребуем, чтобы при $-a < x < a$ сглаженная функция была "параболой" 4-ой степени: $f(x)=A+Bx^4.$ Сшивая её, как и раньше, с исходной функцией $F(x)=|x|,$ имеем в интервале $-a < x < a:$

$f(x)=\frac{3a}{4}+\frac{1}{4a^3}x^4$ ,

$f'(x)=\frac{x^3}{a^3}$ ,

$f''(x)=\frac{3x^2}{a^3}$ .

Опять-таки, площадь под графиком $f''(x)$ не зависит от $a$ и равна $2:$


Изображение


Изображение


Изображение



в) В третьем примере сглаженная функция $f(x)$ выбрана так, что c $F(x)$ и $F'(x)$ гладко "сшиваются" и она сама, и её первая производная соответственно:

$f(x)=a-\frac{2a}{\pi} \cos( \frac{\pi x}{2a})$ при $-a < x < a$ .


Изображение


Изображение


В пределе с $a \to 0$ все примеры дают одну и ту же картину:


Изображение


Следует заметить, что "график" $\frac{d^2F}{dx^2}$ здесь слегка условен; так, в примере (б) при любом конечном $a$ в точке $x=0$ вторая производная сглаженной функции равна нулю, но в пределе с $a \to 0$ её боковые пики сближаются и вытягиваются вверх настолько, что мы вынуждены изобразить их в виде одного пика в точке $x=0.$ Площадь (интеграл) под графиком второй производной во всех примерах равна $2.$ В пределе с $a \to 0$ все отличия конкретных примеров друг от друга, имеющиеся только на интервале $-a < x < a,$ становятся несущественными, и это позволяет в таком пределе говорить об одной и той же функции (обобщённой):

$\frac{d^2F}{dx^2}=2 \, \delta(x)$ .

Основное свойство дельта-функции $\delta(x)$, как теперь видно, заключается в том, что интеграл от неё по любому интервалу, содержащему точку $x=0,$ равен единице:

$\int_{-a}^a \delta(x) \, dx = 1$ .

(К заданию 2)

Ваше обозначение $u=x^2+y^2+z^2$ заменим общепринятым: $x^2+y^2+z^2=r^2,$ где $r$ имеет простую геометрическую интерпретацию - это расстояние в 3-мерном пространстве от начала координатной системы до точки с декартовыми координатами $x,y,z.$

Рассмотрим функцию $\varphi(x,y,z)=\varphi (r) = \frac{1}{r}.$ В начале координат она обращается в бесконечность. В шаре радиусом $a$ (т.е. при $r<a)$ заменим её сглаженной функцией $f(r)$, уже нигде не обращающейся в бесконечность:

$f(r)=\frac{3}{2a}-\frac{1}{2a^3}r^2$ при $0 \le r<a$ ,

$f(r)=\varphi(r) = \frac{1}{r}$ при $r>a$ .

В 3-мерном случае вместо одной производной у функции $\varphi(x,y,z)$ появляются аж три частные производные: по $x,y,z.$ Они составляют векторное поле, называемое градиентом скалярного поля $\varphi(x,y,z)$ и обозначаемое как $\nabla \varphi.$ Например, как выясняется из величайших уравнений физики, - из уравнений Максвелла, - в задачах электродинамики функция $\varphi(x,y,z)=1/r$ описывает поле электростатического потенциала, создаваемое точечным зарядом $q=1,$ находящимся в начале координат, а векторное поле $\vec{E}=-\nabla \varphi$ имеет смысл напряжённости электрического поля.

В нашем примере со сглаженной функцией $f(r)$ несложно вычислить декартовы компоненты векторного поля $\vec{E}=-\nabla f,$ т.е.

$E_x = -\frac{\partial f}{\partial x}\, , \qquad E_y = -\frac{\partial f}{\partial y}\, , \qquad E_z = -\frac{\partial f}{\partial z}\, ,$

и найти его величину $E=|\vec{E}|,$ т.е.:

$E(x,y,z)=\sqrt{E_x^2+E_y^2+E_z^2}$ .

Ответ получается такой:

$E(r)=\frac{1}{a^3}r$ при $0 \le r<a$ ,

$E(r)=\frac{1}{r^2}$ при $r>a$ .

Сумма вторых частных производных для $f$ по $x,y,z$ обозначается как $\Delta f,$ т.е.:

$\Delta f = \frac{\partial^2 f}{\partial x^2}+\frac{\partial^2 f}{\partial y^2}+\frac{\partial^2 f}{\partial z^2}$ .

В нашем примере ответ для $ \Delta f$ получается такой:

$\Delta f = -\frac{3}{a^3}$ при $0 \le r<a$ ,

$\Delta f = 0 $ при $r>a$ .

Вот графическая иллюстрация этих ответов при разных значениях параметра $a:$


Изображение


Изображение


Интерпретация на языке электростатики здесь простая: наша функция $f(r)$ это потенциал заряда $q=1,$ равномерно размазанного по объёму шарика радиусом $a.$


В 3-мерной задаче термин "интеграл от скалярного поля" обычно означает трёхкратное интегрирование - по переменным $x,y,z,$ что геометрически интерпретируется как интеграл по некоторому заданному объёму $V.$ Наглядно это означает, что значения подынтегральной функции умножаются на элементы объёма $dV$ внутри области $V$ и суммируются.

В нашем примере очевидно, что вклад в интеграл по объёму от поля $\Delta f$ может набираться только в шаре радиуса $a$ с центром в начале координат, потому что только там $\Delta f \neq 0.$ И поскольку там значения $\Delta f$ постоянны, то их можно вынести из-под интеграла, так что интеграл по любому объёму $V$, заключающему в себе указанный шар будет равен значению $\Delta f,$ умноженному на объём шара $4 \pi a^3/3:$

$\int \Delta f \, dV = -4 \pi$ (по любому объёму $V,$ содержащему шар $r<a$) .

Как видим, правая сторона этого равенства не зависит от $a.$ Следовательно, это равенство сохраняется и в пределе с $a \to 0, $ когда $f(r) \to \varphi(r)=1/r.$ И значит, можно этот факт записать так:

$\Delta \frac{1}{r} = -4\pi \delta(\vec{r})$ ,

где 3-мерная дельта-функция $\delta (\vec{r}) = \delta(x) \delta(y) \delta(z)$ определена своим интегральным свойством:

$ \int \, \delta (\vec{r}) \, dV = 1$

(по любому объёму, содержащему точку $\vec{r}=0).$

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение27.04.2016, 17:39 
Аватара пользователя


13/08/13

4323

(Оффтоп)

А когда виртуальные частицы будут, или хотя бы хоть что-то напоминающее их?

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение27.04.2016, 18:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Когда до них доберутся. "Мастер-класс" - это не книжка и не лекция. Он движется не со скоростью учителя, а со скоростью учеников.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение27.04.2016, 18:13 
Аватара пользователя


13/08/13

4323

(Оффтоп)

По ходу дела, "ученики" ее забросили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мастер-класс: виртуальные частицы
Сообщение27.04.2016, 18:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ну что ж.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 59 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group